← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Мы вас встречаем по одежке

Сказать, что все люди одеваются по-разному, - это то же самое, что сообщить, что сами люди все разные. Или что днем светит солнце, а ночью обычно луна.

Говорить о личностных установках биологического вида, численность которого приближается к 5 миллиардам особей, затруднительно. Для их анализа понадобился бы какой-то мега-компьютер, которого, надеюсь, никогда не изобретут. Проще все свести к географическим, экономическим и историческим предпосылкам. Исторические, впрочем, отставим в сторону: вопрос, почему шотландские рыжие и ражие мужики до сих пор склонны носить юбки, вернет нас все равно, даже в наших попытках понять их психологию и недоверие к штанам, к географии и экономике. Без их помощи столь, возможно, блестящая догадка, как гипотеза о глубинной феминизации свирепых кельтских воинов на фоне пережитков матриархата (John Saner, "An essay on Psychoanalysis of Celtic Rites") останется беспочвенной. Ведь не менее свирепые европейские галлы, прадедушки шотландцев, портки носили и приучили к этому обернутых в простыни римлян.

Но и географические объяснения не всегда срабатывают. Почему, например, исландцы, живущие в суровом климате, почти не шили из овечьих шкур тулупы, а использовали шерсть для вязания плотных свитеров? А греки, обитающие в куда более теплой стране, очень склонны к скорняжничеству, чему доказательство - их монополия на изготовление дешевых кожаных и меховых изделий и первый подвиг Геракла, убийство Немейского льва. Победив этого страшного зверя, великий герой Эллады первое, что сделал - освежевал его и укутался в шкуру.

Экономические гипотезы тоже не всегда ясны. Исходя из них, в богатых странах должны одеваться богато, а в бедных - бедно. На деле соотношение скорее обратное. Гуцульская голытьба, "хиллбиллиз" из Кентукки, или черногорские православные дикари тратили целые состояния и массу труда, чтобы выглядеть, как рождественские елки. А благополучные фермеры из Йоркшира и швейцарские пейзане особо не блестели. Россия никогда не была очень богатой страной, но вспомним крестьянские женские уборы; а уж по поводу богатства боярских нарядов и невероятного макияжа наших прапрапрабабушек в средние века иноземные визитеры приходили в изумление. Склонность к самораскрашиванию у наших дам и петушиной яркости господ уцелела, несмотря ни на что, доселе.

Так что и экономика немногое объясняет. Века идут, ветер перемен сдувает моды, как опавшие листья или сор в подворотне, но необъяснимые этические и психосоциологические предпочтения остаются. О них и хотелось бы чуть-чуть поговорить, не слишком углубляясь и заранее понимая, что любые аналитические объяснения - это лишь возможность подступа к "реальности, данной в ощущении".

Я сразу ограничу себя европейской цивилизацией и теми, кто, оставаясь собою, уже стали необходимыми источниками ее питания. Одежды центральноафриканских пигмеев или индейцев амазонского племени "боро-боро" покуда остаются для меня периферийными и загадочными. А вот Черная Африка, Китай и Япония, Индия и мусульманский Восток, Анды и Мексика - уже "даны в ощущении". Итак, о "второй коже" европейцев.

Недаром у немцев пиджак называется "sacco". Память о "Великой Империи Германского Народа" живет до сих пор. Это слово - прямой наследник греческого "саккос", обозначавшего церемониальное облачение кесаря и епископов. Но теперь "закко" уже не пурпурный, не шитый золотом и каменьями, а нейтрального, немаркого цвета, из хорошего материала.

Немцы, отказавшись от безумных имперских идей, отбросили бросающуюся в глаза роскошь, ожившую - было - при нацистах, но сохранили "истинное немецкое качество" и любовь к комфорту. Одежда - это часть "GemЯtlichkeit", "домашности", столь милой немецкому сердцу. Истинный немец в условиях многоканального и хаотического современного мира может охранить "гемютлихкайт" только будучи достойно-незаметным, не давая вспомнить об Освенциме и одновременно показывая, что он - свой, хороший, умный и открытый парень. Отсюда страсть немцев к мятому льну, голубовато-серому дениму и украшениям из "белого металла". Достоинство и незаметность, естественно, требуют униформности. Немецкий интеллектуал (интеллектуалка) почти наверняка будет наряжен во что-то широкое, бесформенное, коричнево-серовато-черное. В немецком университете, на театральном спектакле или галерейном вернисаже вы увидите десятки таких персонажей.

Немецкий чиновник или предприниматель вряд ли позволит себе кокетливый галстук и платочек в боковом кармане: он будет выглядеть точь-в-точь как его коллеги. Главное - чтобы костюм хорошо сидел и было ясно, что он из дорогого магазина. А его коллега прекрасного пола также не станет выделяться из толпы себе подобных излишней броскостью туалета, блеском бижутерии или экзотизмом парфюмов.

Немецкие рабочие соблюдают, так сказать, кастовость в манере одеваться. Они тоже стремятся выглядеть корректно и уверенно в себе. В отличие от интеллигенции они, правда, имеют пристрастие к коже и джинсовой ткани.

Но общее немецкое стремление к порядку и скромности, естественно, приводит немцев, не уважающих эти национальные ценности (а такие особи встречаются в немалом количестве, особенно в больших городах), к крайнему эксцентризму. Немецкий панк, растафари и рэйвер даст фору самому дикому персонажу из Лондона.

Про скандинавов можно сказать то же самое, что и про немцев. Но есть некоторые отличия. Например, "нордические граждане" серовато-коричневой гамме предпочитают более яркие и открытые цвета - голубой, желтый, красный. Дело, видимо, в том, что невероятно размеренная и скучноватая жизнь среди скромных скандинавских пейзажей вызывает потребность хоть чем-то порадовать себя и окружающих. Однако вид сотен белобрысых шведов и шведок, прогуливающихся в погожий летний день по парку Дьюргартен в Стокгольме и одетых так, будто какой-то супермаркет выдал им нечто вроде "гуманитарной помощи" в виде одинаковых спортивных курток, одинаковых светлых джинсов и одинаковых белых кроссовок, наводит уныние...

Нидерландцы же культ скромности возвели еще выше, чем немцы. Голландец ухитряется одеться так, что даже очень дорогие вещи выглядят дешевыми.

И главное - практичность. Зачем носить туфли на каблуке, если тапочки удобнее? Да и ездить в туфлях на велосипеде не весьма удобно. Зачем носить серьги, ведь без них вполне можно обойтись, и вообще в протыкании ушей есть что-то ненатуральное. А одно из любимых занятий нидерландцев - похоже, поддержка товарооборота магазинов подержанных вещей. В тотальном же блошином рынке в Амстердаме, устраиваемом в честь национального праздника "День Королевы", участвуют члены всех слоев нидерландского общества.

Всем известно, что мода создается в Великобритании. Именно создается, а потом причесывается во Франции и в Италии. Склонность британцев одновременно к окаменелой традиции и сумасшедшему эпатажу поражает мир уже на протяжении веков. На улице Лондона можно увидеть кого угодно: и джентльмена в котелке и костюме в тонкую полосочку, и девицу, будто выпрыгнувшую в конец 90-х годов из времен начала карьеры "Битлс", и пожилую леди в шляпке с цветочками, и измятого забулдыгу, который куда более органично смотрелся бы возле пивного ларька в Ульяновске, чем на тротуаре Нью-Бонд Стрит.

В массовом сознании "английский стиль" ассоциируется прежде всего с твидовыми и шерстяными костюмами в помещичье-спортивном духе, строгими дамскими платьями, кепками, клубными и университетскими галстуками, а также, естественно, с "шотландкой" и блейзерами с золотыми пуговицами.

Все это имеется в большом количестве. Для британца до сих пор совершенно недопустимо надеть галстук цветов чужого колледжа или университета. Уважающая себя британская дама не войдет в церковь без перчаток и шляпки. Но, повторяю, обитатели Острова в одежде способны на все, и на самое прекрасное и на самое чудовищное. Один из примеров последнего - туалеты августейших дам из Королевского семейства, все эти немыслимые платья, скроенные явно каким-то специальным портным, целью которого является превратить обычный корректный "тайер" в нечто, сравнимое с приснопамятными "цековскими" пальто брежневских времен; эти неописуемые шляпки и крошечные сумочки. На другом полюсе уродства находятся представители рабочего класса из Манчестера, Бирмингема, Ливерпуля и Глазго. Натянутые на нос кепки, клубные футбольные шарфы, бесформенные пиджаки и пальто. При этом ясно, что английский рабочий класс одевается таким образом не только в силу стесненности в средствах, но и потому, что, как и Королевское семейство, свято блюдет традицию.

Ну, а в промежутке - весь спектр одежных возможностей. Хочет мужчина ходить в юбке - ради Бога. При условии, что он не банкир и не полицейский. Один молодой британский лорд не так давно для первого своего появления в Палате лордов сшил себе костюм истошно-красного цвета, просто ради эпатажа.

Скандала не получилось: более умудренные житейским опытом пэры Королевства поморщились, взглянув на него, и продолжали позевывать на своих скамьях.

Проживающие за "Каналом" французы единодушно считают, что в отношении одежды все их европейские соседи (ну, возможно, иногда за исключением итальянцев) полные идиоты. А главные идиоты - англичане. При этом французы очень внимательно следят за тем, что происходит по другую сторону Ла-Манша. Как, впрочем, вообще за всем тем, что творят все эти близкие и далекие варвары, даже заокеанские дикари-американцы. Главное достоинство французского отношения к одежде - это то, что французы любую дикость могут отшлифовать, залакировать и превратить в утонченный продукт "savoir vivre И la franНais". Разумеется, все французы разные, но среднестатистический житель этой страны обращает очень много внимания на то, как он(она) выглядит, прекрасно разбирается в марках и следит за новыми тенденциями. Несмотря на давнюю демократическую традицию, французское общество, в сущности, не менее разделено, чем британское, просто различия эти более замаскированы. Присмотревшись и прислушавшись к человеку, достаточно легко устанавливаешь его место в социальном пироге. Если дама очень загорелая, одета в "тайер"-букле с огромными золотыми пуговицами, а на плечи наброшен шелковый карре от "Эрмес" с кавалерийскими мотивами, в ушах у нее массивные золотые серьги и пахнет она "Шанель 5", то почти наверняка это кто-то из банковского бизнеса, торговли недвижимостью или сотрудница большой фирмы по изготовлению и распространению косметики либо пищи для собак.

Если золота поменьше, загар понатуральнее, а одежда заставляет вспомнить о "скромном очаровании буржуазии", акцент же отличается суховатостью и открытыми протяжными гласными - так это вот и есть "высокая буржуазия". Если девушка надевает пальто "лоден" на свитер в косичку темно-синего цвета, белую рубашку и голубые джинсы при английских туфлях - то это не иначе, как будущий адвокат, кардиолог или экономист-аналитик. А если попадется барышня в сверхмодной одежде от Yohji Yamamoto, "Comme des Gar

ons" или "Westwood" из прошлогодней коллекции, купленной в одном из снобских "секонд хэндов" вроде "Mouton И Cinq Pattes", то можно с высокой степенью вероятности предположить, что она трудится в "шоу-биз", работает в галерее современного искусства или, возможно, пишет диссертацию о разнице между Ахматовой и Цветаевой. По аналогии коды женской одежды можно перенести на одежду мужскую.

Как уже говорилось, чем беднее страна или чем беднее представитель социального класса - тем обильнее украшения и интенсивнее цвета.

Беднейшие французы, особенно из провинции, покупающие одежду в "гипермаркетах" вроде "Mammouth" ("Мамонт"), ходят в ярчайших "джоггингах" с массой надписей, кожаных или пуховых куртках спектральных цветов или - это забавно, французы в массе американцев не жалуют - в чем-то "ковбойском": сапоги с аппликациями, LeviХs-501, куртки с "вермишелью", ремни с бычьими рогами. Ежели это персонаж мужского пола и у него есть усы или борода, то будьте уверенны, что он - представитель "передового отряда рабочего класса" и симпатизирует либо коммунистам, либо Национальному фронту, либо и тем и другим сразу.

Южные соседи, испанцы, куда суровее и "правильнее". Испанка или испанец никогда не позволят себе британской эксцентричности или французской избыточной изощренности. Если ты - испанец, идешь "испанской походкой" - то есть задрав подбородок, держа спину как тореро на арене и выбрасывая ноги вперед, - ты обязан/обязана выглядеть недоступно и безусловно красиво. Но если уж житель Пиренейского полуострова "отвяжется", то неизвестно, кто победит по части диких фантазий, - он или тевтонец. Вспомните фильмы Альмадовара. А португальцы, европейские белорусы, просто пока следят (естественно, я говорю о пресловутом "большинстве") за тем, чтобы "быть как все". Более благодарных клиентов каталожных фирм вроде "3 Suisses", чем "португеш", придумать трудно.

Наконец, итальянцы. Парадоксальным образом, их отношение ко "второй коже" сходно с тем, что творят в Великобритании. Итальянка - а особенно итальянец - могут напялить на себя невесть что. Но это только так кажется. На самом деле, вроде бы совершенно не задумываясь о "стиле и шике", обитатель Сапога генетически несет память о том, какую пуговицу расстегнуть, как перебросить косынку через плечо, зашнуровать кеды или нет, распустить волосы или наоборот, заплести их в скромненькую девичью косичку. Их можно сравнить и с грузинами, с той разницей, что жителям Закавказья по историческим причинам представилось меньше возможностей наряжаться. Как грузин, итальянец очень уважает знаменитые марки одежды; как грузин, он одевается очень соблазнительно. Но соблазн - это его "театр для себя", и если девица наряжена очень "sexy", это не значит, что она позволит ухватить себя за коленку. Наоборот. Даже жулик из Рима телом помнит о немыслимом, непонятном блеске Вечного Города, о его постоянном распаде и вечном возрождении. И иногда осознанно, иногда совершенно интуитивно играет с этим.

Сейчас большинство европейских стран должно не только мириться с фактом присутствия "чужих", но и обязано понять, как жить с ними. Если французские, британские, немецкие и так далее подростки одеваются на манер чернокожих хулиганов из Бронкса или жителей Антильских островов, то вряд ли попытки их родителей нарядить своих отпрысков "как положено", заставить их слушать "европейскую" музыку и не заплетать африканские косички приведут к ощутимому успеху. Более интересно другое - приезжие из Африки, Азии, Латинской Америки, даже из Айдахо или Оклахомы, привыкнув к чужеродному окружению, найдя работу и выучив язык, обычно делают одно и то же. Они стараются выглядеть как аборигены, причем преувеличенно. Известно, что "интегрированные иммигранты" покупают больше средств гигиены, белья и одежды, чем природные европейцы. Исконный парижанин запросто может явиться в дорогой ресторан в мятых штанах и несвежей рубашке. Ему в голову не придет, что его туда почему-то не пустят. Малиец, кровью и потом вошедший в чуждое европейское общество, придет туда зеркально выбритый, в новом галстуке, надушенный последним в этом сезоне парфюмом.

Европа - древняя деревня. Наверно, китайцы и индийцы над нами могут посмеяться. Но почему-то тоже, приезжая в места, названные Уинстоном Черчиллем "незначительным полуостровом", надевают бюстгальтеры или брюки. А европейцы - готовы переодеться в сари и шелковые халаты. Но, подозреваю, даже в этом случае англичанка в сари будет сильно отличаться от уроженки Эмилии Романьи в том же облачении.

Новости туризма

Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов
Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Документы для биометрического паспорта