Маленький предмет национальной гордости
Оказывается, использовать пробку начали еще во времена финикийцев и греков - для изготовления поплавков на рыболовных сетях, подошв на сандалии, герметизации кораблей и кровли и, конечно, для закупоривания амфор с вином и оливковым маслом. Несмотря на достижения технического прогресса, пробка и по сей день остается единственным материалом, обеспечивающим оптимальное хранение вина.
Что делают из пробки
Вы слышали о семиметровой лодке из 160000 винных пробок? Судно весом 1600 кг построил Джон Поллак, известный, помимо прочего, тем, что 30 лет собирал пробки и был спичрайтером у президента США Билла Клинтона. Проплыв на своей чудо-лодке 265 километров по португальской реке Дору, Поллак получил прозвище"пробкового капитана".
В принципе, такая лодка - не просто чудачество: пробка издавна использовалась в морском деле, ведь на воде она выдерживает вес, во много раз превышающий собственный, и практически не впитывает влаги. Для изготовления спасательных плавсредств она вообще незаменима. Но и на суше пробка идет в дело не хуже. Пробковое покрытие используется как лучший звукоизолятор в студиях и кинотеатрах, как лучший термоизолятор - в рефрижераторных установках, как красивая и экологичная отделка при декорировании стен, потолков и пола, - это сейчас особенно модно. И чего только не делают из пробки по мелочи: сумки, кошельки, перчатки, обувь и даже зонты
В Португалии производится более 50% пробок в мире ("лучших пробок" - уточнил бы португалец), изделия из пробки - одно из важнейших направлений экспорта. Главный продукт португальской пробковой промышленности то, с чем мы имеем дело чаще всего - укупорочная пробка.
Ода винной пробке
Производители вин давно экспериментируют с пробками. За последние годы появились модели из прессованной коры, пластика, силикона и других современных материалов. Их иногда применяют для хранения молодых вин, но ни один уважающий себя и традиции производитель не станет использовать для укупорки хорошего вина ничего, кроме настоящей пробки. Лучше - португальской. Неизвестно, был бы знаменитый португальский портвейн таким бесподобным по вкусу, если бы бутылки закупоривались какими попало пробками. В дорогих португальских ресторанах откупоривание бутылки вина - целый ритуал. Сомелье обязательно поднесет гостю на блюдце только что вынутую пробку, - ее нужно внимательно рассмотреть и насладиться ароматом. Это давняя традиция: раньше этикеток на бутылках не было, и о происхождении вина можно было узнать только по маркировке на пробке.
Принято считать, что бутылка и пробка едины в своем применении. Но до XVII века бутылки использовались лишь в качестве сосуда для подачи напитка к столу - без пробки. Затем бутылки с вином стали закупоривать пробками из обычного дерева, что придавало вину не очень приятный привкус. Серьезная необходимость в создании качественной пробки возникла лишь в конце XVII - начале XVIII веков, когда виноделы осознали истинную ценность стеклянного сосуда с пробкой. Было замечено, что тщательно закупоренная бутылка не только сохраняет вино, но даже улучшает его вкусовые качества. Считается, что первым укупоривать бутылки корковой пробкой стал знаменитый монах бенедиктинец Пьер Периньон.
Бутылки хранятся в погребах с определенной температурой и влажностью, и в таком положении, чтобы вино чуть смачивало пробку. Из-за неправильного хранения пробка может усохнуть и провалиться внутрь бутылки. Простые пробки, предназначенные для "не долгоиграющих" вин, делаются из прессованной коры, наиболее ценные - для благородных дорогих вин, которые будут ждать своего часа не один десяток лет изготавливают из цельного куска, причем чем дороже вино, тем длиннее пробка. До сих пор пробки для благородных вин делаются вручную. Впрочем, даже самые качественные пробки не вечны, их положено извлекать из старых бутылок и заменять новыми каждые 25-30 лет. На территории старинной фабрики по производству пробки в городе Сильвеш на юге Португалии расположен знаменитый Музей винной пробки. В старых мастерских полностью воссоздан цикл ручной выработки пробок, которые поставляются всем знаменитым европейским винным домам. В залах музея стоят старые станки, которые использовались до 30-хгодов ХХ века. Точно на таких же до сих пор работают в небольших кустарных мастерских, но португальский пробочник жестоко обидится, если его технику назовут устаревшей. Скажет, что в этом деле главное - не станок, а умелые руки и хороший глаз.
Раньше Сильвеш был центром Португалии по производству пробки, здесь было 60 пробковых заводов. Теперь же все пробковое производство располагается в основном на севере страны, недалеко от Порту, где сосредоточены крупные винные заводы.
Примечательно, что и в автоматизированном производстве пробок остаются операции, которые можно выполнять только вручную. Из-за того, что кора дуба имеет разную толщину, мастер должен на глаз контролировать размеры пробок. Вручную проверяют и качество пробки для коллекционного вина. Причем доверяется это только женщинам - женские руки более чувствительны.
Такое дерево
Что же представляет собой то, что мы называем пробкой? Из чего она сделана? Пробка - это кора пробкового дуба, который растет в Алжире, Испании, Марокко, Франции, Италии и Тунисе. Но родиной пробковых плантаций считается Португалия - на ее территорию приходится свыше 33% мировых пробковых лесов. Пробковый дуб живет 200-250 лет. Кора у него необычайно толстая и мощная, что позволяет снимать ее и с основного ствола, и с больших ветвей, не угрожая жизни дерева. Дуб может давать "урожай" только с 25 лет: в этом возрасте его кора достигает так называемой промышленно полезной толщины. Пробковое дерево обладает особым свойством: снятый наружный слой коры - то самое пробочное сырье – через 8-11 лет полностью восстанавливается. Согласно португальскому законодательству "добывать" кору с одного дерева можно не чаще чем раз в девять лет, и деревья специально маркируют. Пробку собирают с дерева в форме пластин, с помощью специального оборудования, с июня по август. Собранную кору раскладывают так, чтобы ее пропитывали дожди, и оставляют на несколько месяцев. Перед переработкой пробку кипятят, чтобы сделать ее более эластичной и расширить поры.
Спецпредложения авиакомпаний
29.10 | Pegasus Airlines | Москва - Лиссабон | от 18 938 руб |
25.08 | Turkish Airlines | Москва - Порту | от 43 475 руб |
25.08 | Turkish Airlines | Москва - Лиссабон | от 44 536 руб |
21.08 | Air Serbia | Сочи - Лиссабон | от 17 002 руб |
21.08 | Air Serbia | Сочи - Лиссабон | от 31 586 руб |
30.07 | Turkish Airlines | Москва - Порту | от 17 501 руб |
30.07 | Turkish Airlines | Москва - Порту | от 47 443 руб |
28.07 | Turkish Airlines | Санкт-Петербург - Порту | от 35 054 руб |
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах