Московское метро: архитектурное путешествие
Слова о том, что московский метрополитен – один из самых красивых в мире, для жителей столицы, пожалуй, уже стали не более чем расхожим штампом. Каждодневные поездки в часы пик по маршруту дом – работа – дом не очень-то способствуют созерцанию архитектурного и скульптурного убранства станций. Между тем, в столичном метро наберется как минимум десять станций, по праву носящих титул шедевров.
Общепризнанными воплощениями совершенства считаются станции «Маяковская» и «Кропоткинская», построенные по проекту архитектора Алексея Душкина. Архитектура обеих станций принадлежит к знаковым образцам «сталинской неоклассики» и не раз отмечалась государственными премиями у себя на родине и гран-при на международных выставках. В конце 1980-х обе станции получили статус памятников. Секрет их красоты – в совершенной лаконичности и утонченности форм. Так, на «Кропоткинской» мы видим лишь два ряда десятигранных колонн, облицованных серовато-белым мрамором, верхнюю часть которых украшают капители, куда вмонтированы невидимые снизу светильники. Путевые стены станции облицованы белым мрамором, пол выложен серым и розовым гранитом. На «Маяковской» массивные пилоны заменены сравнительно тонкими колоннами, покрытыми рифленой нержавеющей сталью. Угловые части колонн примерно на высоте человеческого роста выложены пластинами уральского камня орлец и мраморовидного известняка, путевые стены облицованы мрамором и диоритом, пол выложен белым мрамором, серым и розовым гранитом. Свод центрального зала «Маяковской» украшают овальные ниши, в которых размещены светильники и великолепные мозаичные панно из смальты, выполненные по эскизам народного художника СССР Александра Дейнеки на тему «Сутки советского неба». К чести современных проектировщиков, открытый в прошлом году новый вестибюль «Маяковской» как нельзя более гармонично и тактично вписался в каноническую архитектуру станции.
Почти столь же любима туристами и искусствоведами станция «Комсомольская»-кольцевая, созданная по проекту Алексея Щусева. Центральный подземный зал станции зодчий назвал «Залом побед», существенно увеличив его высоту и расширив центральный неф. Несмотря на то что «Комсомольская»-кольцевая – станция глубокого заложения, несущие пилоны заменены здесь стальными колоннами, облицованными мрамором, что делает зал более легким и нивелирует давящее ощущение подземного пространства. Свод центрального зала украшен мозаичными панно, выполненными по эскизам художника П. Корина. Незабываемое впечатление оставляет и «Комсомольская»-радиальная: над ее путями с обеих сторон расположены галереи, соединенные в центре зала пешеходным мостиком, что позволяет пассажирам двигаться на двух уровнях. Для оформления этой станции впервые в московском метро были применены панно из майоликовой плитки («Метростроевцы», художник Е. Е. Лансере).
Своего рода знаменитостью столичного метро является и станция «Площадь Революции», к чьим скульптурам так любят прикоснуться на счастье и взрослые, и дети. Всего на станции установлено 76 бронзовых фигур, которые расположены в специально запроектированных нишах. В результате получилась своеобразная галерея образов советских людей, олицетворяющих силу и мощь страны, ее славное прошлое и прекрасное будущее. Впрочем, у публики наиболее любимым персонажем стала сторожевая собака. В оформлении станции удачно сочетается черный армянский мрамор с красным, светло-золотистым и белым мрамором, что рождает ассоциации с праздничной мантией.
Замечательным убранством может похвастаться и станция «Новослободская». Ее пилоны облицованы белым каркодинским уральским мрамором, а внутри их размещены обрамленные сталью и золоченой латунью и освещаемые изнутри витражи из разноцветного стекла. Торцевую стену станции украшает сделанное по эскизу Павла Корина мозаичное панно «Мир во всем мире». В 2003 году «Новослободская» пережила комплексную реставрацию, после чего ее витражи вновь заиграли всеми красками.
Элементами художественного оформления богат и интерьер станции «Новокузнецкая». Так, периметр эскалаторной арки украшен бронзовой скульптурной вставкой работы скульптора Н. В. Томского. В центре ее – щит в обрамлении знамен, оружия и лавровых венков. Свод и пилоны отделаны мрамором и украшены барельефами (скульпторы Н. В. Томский, А. Е. Зеленский, С. Л. Рабинович, Н. М. Штамм), потолочный фриз средней части посадочного зала изображает эпизоды боевых операций. Семь смальтовых панно, расположенных напротив каждого из проходов к платформам, рассказывают о труде советских людей в тылу, а под ними находятся изящные бронзовые торшеры со светильниками, которые и освещают художественные композиции.
Еще одной эффектной станцией Замоскворечья по праву считается «Полянка». Казалось бы, она выполнена в простых архитектурных формах и в традиционном цвете древнего зодчества столицы, но в ней нашли отражение все старые и новые приметы современной Москвы. Колонны и путевые стены облицованы белым мрамором, пол выложен черным гранитом. Вставки и портал из алюминия, анодированного под цвет золота, придают сооружению строгий вид. Форма свода среднего зала «Полянки» приближена к куполу и таким образом создает как бы облик соборного храма. В торце зала размещена добрая и немножко наивная скульптурная композиция «Молодая семья» (художник С. А. Горяинов), выполненная в цветной керамике.
А вот станция «Красные Ворота» прославилась не столько своим подземным убранством, сколько оформлением наземного вестибюля, выполненным архитектором Н. Ладовским в виде вложенных друг в друга полусфер. Кроме того, именно на этой станции был установлен первый в истории метро турникет.
Метроархитектуру периода 1970-х годов, пожалуй, красочнее всего отражает станция «Шаболовская». Ее художественное оформление посвящено теме освоения космоса, развитию телевидения и радиовещания. В торце зала установлен подсвеченный изнутри витраж из цветного стекла с изображением Шуховской радиобашни, а ажурные многогранные пилоны станции облицованы светлым мрамором и оттого кажутся почти невесомыми.
Спецпредложения авиакомпаний
23.11 | S7 | Иркутск - Паттайя | от 29 004 руб |
23.11 | MAI | Новосибирск - Янгон | от 39 800 руб |
23.11 | Победа | Екатеринбург - Абу-Даби | от 9 043 руб |
23.11 | Аэрофлот | Красноярск - Ташкент | от 10 438 руб |
23.11 | Азимут | Калининград - Тбилиси | от 11 204 руб |
23.11 | Pegasus Airlines | Казань - Рим | от 23 982 руб |
22.11 | Southwind Airlines | Стамбул - Москва | от 7 199 руб |
22.11 | Belavia | Москва - Гомель | от 2 651 руб |
22.11 | АЛРОСА | Сочи - Москва | от 2 440 руб |
22.11 | Nordwind Airlines | Москва - Оренбург | от 4 585 руб |
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах