Кольский полуостров. Дорога на север
В любом путешествии есть дорога. Она может быть долгой и скучной, однообразной, а может быть такой, если речь идет о дороге на Кольский полуостров:
Уже на пути домой мы со штурманом решили представить, а что было бы, если бы мы точно знали все трудности, где можем задержаться, а где пройдем быстрее. Как тогда мы бы построили маршрут? Фактически мы сначала ехали до Мурманска, оттуда на полуостров Рыбачий, дальше Хибины, а в конце Белое море и Карелия. Но сейчас я бы сделал немного по-другому, поэтому отчет будет в том порядке, как я советую его проехать, а не как его проехали мы.

Итак, дорога. Так или иначе, но первые дни всегда даются нелегко, ведь организм еще не привык к темпу вечного движения, а сознание, напротив, жаждет новых впечатлений, поэтому здорово, когда по пути к основной цели есть что посмотреть. И первое, что проезжает любой житель центральной части России - Карелия.

Здесь лес еще есть в нашем привычном понимании, но уже начинают появляться камни и много воды. Иногда очень много воды, по крайней мере на этом этапе путешествия, ведь Онега первое время кажется просто огромной и завораживает не меньше моря.

А если кроме дикой природы хочется побывать в более туристическом месте Карелии, то на водопаде Кивач, самом крупном здесь, можно не только полюбоваться водой...

...но и пройтись по окультуренному заповеднику и прикупить сувениров.

А вот и наши друзья, наш второй, вечно романтичный экипаж. Ну по крайней мере нам со штурманом так казалось, ведь мы на этот раз были без любимых жен и искренне завидовали. Но не одной природой славятся эти места. Огромное количество ГЭС, построенных и развалившихся же в советское время.

А по соседству, буквально на той же речке, может стоит и поныне действующая.

Следы совсем старых сооружений, прорубленных в скалах еще финнами, отлично сохраняются и до сих пор отлично справляются со своей задачей.

И, конечно, деревянное зодчество - множество церквей и строений, прекрасно сохранившихся и функционирующих.

Если открыть Геокешинг и смотреть точки вокруг Онежского и Ладожского озер, то глаза разбегаются. Среди великого множества вариантов поездки до Мурманска я выбрал бы дорогу между двух озер, несмотря на довольно продолжительный грейдер и паром через канал, который решил устроить спецрейс мимо кассы, увидев нас и еще пару машин. Знаете, я очень давно мечтал побывать в Карелии, но никогда не думал, что она померкнет по сравнению с чем-то другим. Именно поэтому и стоит посетить ее в начале, потому что дальше начнется совсем другая природа, более величественная, более живописная, более суровая. Начнется настоящий север.
Начнутся Хибины. Это начало чего-то невероятного. Стоит проехать Апатиты, как пейзаж резко меняется, а дорога упирается в первую сопку и горное озеро.

Ну а базу КСС можно считать отправным пунктом, именно с нее начинаются все пешие походы, все автомобильные маршруты. Если любить и уметь общаться со спасателями, то можно узнать все: от прогноза погоды до состояния дороги и бродов.

Сразу за базой можно найти известный водопад, не столько мощный, сколько очень красивый...

...в том числе и видами, открывающимися с вершины.

Ну и озера. Они бесподобны. Часто хочется остановить мгновение и смотреть в это отражение вечно.

Но стоит этому мгновению пройти, как новый кадр сменяет предыдущий и хочется остановить уже его. А уж когда время близится к закату, все вокруг становится похожим на один большой постер.

А наутро, умываясь, поражаешься еще и прозрачностью воды. Иногда даже тяжело понять, где же начинается вода.

Здесь можно вернуться назад, потому что относительно хорошая дорога заканчивается, уступая место жутко каменистой тропке, по которой мы пробирались примерно 8 часов, при том, что такой же по расстоянию путь туда занял от силы 2 часа. Опытным путем мы выяснили, что Patrol на 33" весьма активно задевает редукторами за камни той дороги, в то время как Defender на 33" же не зацепил ни разу. Вот она, магия всего нескольких сантиметров просвета.

Зато, если все-таки рискнуть, то Хибины вознаградят вас еще несколькими потрясающими видами воды...

...Необыкновенной панорамой озера Имандра с одноименным селом на берегу. Удивительно, но при такой дороге там живут люди и немало, хотя кроме проходящей через село ж\д ветки в нем нет совершенно ничего.

Ах да, еще на выезде в Аппатиты вас встретит шлагбаум, перекрывающий сквозной проезд через горнодобывающий комбинат АНОФ-2. Снимать под конвоем УАЗика с 2 бравыми охранниками - то еще развлечение, но индустриальные пейзажи там потрясающие.

Вот примерно так я предлагаю разнообразить дорогу до главной цели путешествия - перевала Мустатунтури и полуострова Рыбачий. Ну а мы таким образом скрасили возвращение домой, что тоже неплохо.

Спецпредложения авиакомпаний
21.04 | Azur Air | Новосибирск - Остров Пхукет | от 9 822 руб |
21.04 | Аэрофлот | Москва - Дели | от 12 343 руб |
20.04 | S7 | Москва - Дубай | от 9 143 руб |
20.04 | Pegasus Airlines | Санкт-Петербург - Касабланка | от 15 368 руб |
20.04 | Ред Вингс (Red Wings Airlines) | Шарм-эль-Шейх - Красноярск | от 7 579 руб |
20.04 | China Eastern | Москва - Сеул | от 37 482 руб |
19.04 | Уральские авиалинии | Шарм-эль-Шейх - Владикавказ | от 4 511 руб |
18.04 | Air Arabia | Кувейт - Москва | от 10 384 руб |
18.04 | Utair | Тюмень - Дубай | от 10 601 руб |
18.04 | Sichuan Airlines | Москва - Бангкок | от 42 409 руб |

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах