← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Господин Великий Новогород

В городе этом, объявившем себя когда-то Господином Великим Новгородом, я бываю часто, может быть потому, что лежит он на хорошо наезженной трассе Москва-Петербург. Главное очарование Новгорода в неторопливом ритме его повседневной жизни среди множества памятников еще не до конца изжитого прошлого. Бродя по тихим зеленым улицам вспоминаешь, что давным-давно, когда не было еще ни Москвы ни Петербурга, город этот стал местом где родилась и утвердилась наша русская государственность. Когда-то наши предки славяне, по совету новгородского старейшины Гостомысла, решили отправить своих послов к варягам. Устав от бесконечных раздоров новгородцы обратились к ним со словами: "...Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходите княжить и владейте нами". Три варяжских князя, братья Рюрик, Синеус и Трувор, пришли на славянскую землю. Рюрику достался Новгород, Синеусу - Белозерск, а Трувору - Изборск. С 862 года - года призвания князей - и начинается письменная история Русского государства. В каждый свой приезд я прихожу в новгородский Кремль, к храму Святой Софии, как вот уже девять веков приходят в этот храм люди. "Где София, там и Новгород", - говорили в старину новгородцы. Время удивительным образом сохранило первоначальный облик этого древнего собора, построенного князем Владимиром, сыном Ярослава Мудрого, княжившим в Новгороде в XI веке. Князь Владимир Ярославич пожелал сравниться в строительстве со своим отцом, повелителем Киевской державы, и София новгородская построена под явным влиянием знаменитого киевского храма. Но Софийский собор в Киеве, огромный и торжественный, как бы противопоставляет себя пышной южной природе; София новгородская, белая, с золотым шлемом купола, сливается с неяркой природой севера и одинаково прекрасна и в багрянце русской осени, и среди заснеженной зимней глади.Облик старого собора лаконичен и величав, пять могучих куполов венчают Софию, они словно грозные воины-богатыри, гордо поднявшие свои головы, возвышаются над городом Входя вовнутрь собора ощущаешь его грандиозность. Главное украшение храма - пятиярусный иконостас с иконами XIV-XVI веков, один из древнейших на Руси. Посреди главного ряда икон, самых больших по размеру, так называемый "Деисус": Христос на троне, а по бокам Богоматерь и Иоанн Предтеча - это главное ядро каждого православного иконостаса. Ниже - ряд икон местных, связанных с храмом. Выше главного яруса иконы, посвященные христианским праздникам, еще выше - иконы с пророками и, наконец, с праотцами. Всего в иконостасе около семидесяти икон новгородской школы - одной из самых лучших на Руси. Это настоящий праздник для глаз, музыка линий и красок, истинное совершенное искусство.У западного входа знаменитые Магдебургские ворота двенадцатого века. Это военный трофей, добытый новгородцами при взятии древней шведской столицы Сигтуны в 1187 году.Софийский собор - свидетель многих исторических событий. В соборе принимали послов и иноземных гостей, в нем хоронили князей, владык (архиепископов), знаменитых посадников. Основатель собора князь Владимир тоже покоится здесь вместе со своей матерью, княгиней Анной, дочерью шведского короля Олава. Когда-то эта княгиня, носившая языческое имя Ингигарда, была невестой короля Норвегии, но судьбой ей было суждено стать женой киевского князя Ярослава Мудрого и прародительницей всех русских князей.В лето 6748 от сотворения мира (1240 год) у храма Святой Софии собралось русское войско. На ярком солнце блестят шлемы и кольчуги княжеской дружины. Во главе ее новгородский князь Александр, совсем еще юноша, ему всего двадцать лет. Но рука князя уже тверда, весь Новгород держит он в своем кулаке. "Братья мои, - обращается он к своей дружине, - шведский ярл Биргер хочет лишить нас земли нашей, в устье Невы стоит его войско. Постоим же с вами, братья, за землю Русскую, за веру православную". От стен Софии уходили дружины Александра защищать вольный Новгород, а уже через месяц вернулись они сюда с победой и князь Александр получил за свои подвиги прозвище Невского. Я вспоминаю эту летописную историю, стоя у Святой Софии и глядя на ее главного героя. Вот он, передо мной, в окружении других славных людей нашего государства. Все они в бронзе запечатлены в прекрасном памятнике "Тысячелетие России", поставленном в Новгородском кремле в 1862 году, через тысячу лет после призвания в Новгород легендарного Рюрика.

Основа памятника - огромный шар-держава - символ царской власти. Держава увенчана крестом и фигурой ангела, перед которым преклонила колени женщина, олицетворяющая Россию. Чуть ниже вокруг шара - фигуры Рюрика, Святого Владимира, царя Михаила Федоровича и Петра I - как воплощения государственной власти в самые ответственные моменты истории страны. В нижней части памятника изображения тех, кто прославил Россию на ниве духовного просвещения и государственного строительства, на поле брани и на поприще литературы и искусства. Здесь Ярослав Мудрый, Александр Невский, сподвижники Петра Великого и Екатерины II, Пушкин, Лермонтов, историк Карамзин и многие другие.Но напрасно ищу я среди этих фигур покорителя Казанского царства и царства Астраханского, первого русского царя Ивана Грозного. Как случилось, что этот царь, которого мы привыкли считать одним из великих, не был удостоен чести представлять наше тысячелетнее государство?Откроем Карамзина и вспомним год 1569. Царь Иоанн вместе с сыном и дружиной опричников выступает из Александровской слободы в Новгород. Восьмого января царское войско входит в город. На мосту через Волхов Грозного встречает архиепископ Пимен с чудотворными иконами. Не приняв благословения, царь Иоанн говорит ему: "Нечестивец! В руке твоей не крест, но орудие убийства. Знаю умысел твой и всех твоих гнусных новгородцев". И стал Иоанн вершить свой грозный суд. "Ежедневно представляли ему от пятисот до тысячи новгородцев; их били, пытали, а потом, привязав ногами к саням, везли на берег Волхова и бросали с моста целыми семействами - жен с мужьями, матерей с грудными детьми". Царская дружина копьями и секирами добивала тех, кто смог выплыть. Убийства эти продолжались пять недель и закончились страшными грабежами. Иоанн с войском объехал все дома и монастыри, забирая все что можно взять: деньги, хлеб, лошадей, не пощадил Грозный даже Святую Софию. С несметной добычей удалился царь из Новгорода, а "кровавый Волхов, запруженный телами истерзанных людей, долг о не мог принести их в Ладожское озеро". Вот почему гордые новгородцы не захотели, чтобы даже через триста лет фигура Ивана Грозного появилась на памятнике "Тысячелетие России" в древнем Новгородском кремле.Столь мрачные воспоминания, однако, не лишают меня аппетита. Время обеда дает о себе знать. К счастью, идти далеко не приходится, здесь в кремле, в одной из башен - прекрасный ресторан "Детинец" (так в древности называлось городское укрепление). Интерьеры ресторана вполне соответствуют его названию - наверх ведет очень крутая лестница, как-никак, это настоящая боевая башня, а не бутафория в стиле "a la russ". Для меня так и осталось загадкой, как подвыпившие гости спускаются по этой лестнице вниз. Во времена всеобщего дефицита сюда любили приезжать питерские гурманы. Сейчас в Петербурге хватает своих изысков, но кухня ресторана осталась по-прежнему превосходной, а цены весьма разумными.После хорошего обеда наше средневековье кажется не таким уж и мрачным и можно продолжить свои прог лки по кремлю. По узкой лестнице, придерживаясь рукой за сырую каменную стену, поднимаюсь я на кремлевскую звонницу. Отсюда хорошо виден весь Новгород, окруженный бесконечной далью синих лесов и лугов. Многоводный Волхов делит город на две части. Одна сторона зовется Софийской, а другая, по ту сторону реки, - Торговой. Новгород, стоявший на знаменитом пути "из варяг в греки", был городом купцов, и они в превеликом множестве жили на Торговой стороне. Софийскую и Торговую стороны соединяет пешеходный мост - любимое место кулачных боев между жителями противоположных берегов, с него новгородцы не раз сбрасывали в Волхов своих посадников и городских старост. В отсутствие внешних врагов вольные новгородцы были большие любители пересчитать друг другу ребра и намять бока. Но это так, к слову. Приезжие туристы могут не беспокоиться по этому поводу, буйный нрав новгородцев, к счастью, отошел в прошлое. Его сменил спокойный характер человека, которому позволено никуда не спешить.За мостом через р еку - Ярославово дворище, где когда-то стоял дворец новгородских князей. В этом дворце жили Александр Невский и покоритель Новгорода Иван III, в нем вершил свой неправедный суд Иван Грозный. Но от княжеской резиденции остался лишь Никольский собор, заложенный князем Мстиславом в 1113 году после удачного похода на чудь. Легенда говорит о том, что поводом для строительства было исцеление тяжело заболевшего князя от иконы Святого Николая, обретенной у Новгорода на берегу Ильмень-озера. Здесь, у Никольского собора, собиралось шумное новгородское вече.

"Покой и мрак среди домов Вдруг с Ярославова дворища Звон вечевых колоколов..." - вспоминаю я Рылеева на том самом месте, куда удары вечевого колокола собирали новгородских горожан. Кого тут только не было - бояре в высоких меховых шапках и купцы в атласных кафтанах, свободные землепашцы, ремесленники, городские старосты. Все эти мужи новгородские с поклоном снимали головные уборы перед тем, как выйти на вечевой помост, чтобы хотя бы с кратким словом обратиться к Господину Великому Новгороду. Один только князь не снимал во время речи свою соболью шапку, ну так эта шапка ему вместо венца - такую князь и в церкви не снимает.Решали новгородцы на вече дела житейские и государственные - изгоняли князей и снова зазывали, выбирали посадников и писали "мертвые грамоты" - и тогда не было такой силы, которая спасла бы приговоренного к смерти. Вече почиталось верховным государственным органом, а вечевой колокол звучал как признание свободного волеизъявления. И хотя новгородские горожане приглашали к себе для управления князей, власть их была настолько ограниченна и неустойчи ва, что новгородский строй можно считать в своем роде республиканским.

Может быть, и Афины, и Спарта - эти древние республики-города - могли бы поспорить с Новгородом, но в каком городе-государстве был еще такой гордый боевой клич: "Кто против Бога и Великого Новгорода!".

Сейчас на Вечевой площади многочисленные лоточники продают книги, открытки, золотистую Хохлому, лаковый Палех, расписные матрешки и прочие сувениры, которые охотно покупают заезжие иностранцы. Если вы в первый раз в Новгороде, купите здесь городскую карту, без которой вам трудно будет разобраться в бесчисленном количестве храмов на Торговой стороне.Рядом с Никольским собором множество древних церквей - Пятницкая церковь и церковь Успения на Торгу, церковь Жен-Мироносиц и церковь Прокопия, храм Иоанна Предтечи и церковь Георгия - все они образуют прекрасный, целостный ансамбль. Здесь же на Торговой стороне в XIV веке был построен храм Спаса Преображения, один из самых стройных и гармоничных по своим пропорциям храмов древнего Новгорода. Он знаменит прежде всего своими фресками, написанными в XIV веке Феофаном Греком, гениальным художником, выходцем из византийского Константинополя. О творчестве Феофана Грека можно судить лишь по очень немногим сохранившимся работам, но и этого достаточн о, чтобы причислить его к лучшим живописцам древней Руси. Со стен Спасского храма смотрят на меня грозный Пантократор, шестикрылый Серафим, Макарий Египетский, праотцы Ной, Иов, другие подвижники и святые, узнанные мной и не узнанные. Мир грозный, тревожный, мир кипящий, где все в движении и неудержимом порыве страстей, открывается взору в феофановой росписи. Еще и еще раз всматриваюсь в темный лик Макария Египетского. Истинно трагическая неуемность в его чертах, в жестах его рук, а в глазах - затаенная скорбь, мольба и надежда.Мимо храма Спаса Преображения шла когда-то старая московская дорога. Зимой 1478 года, после Шелонской битвы, по этой дороге великий князь Иван III увозил в Москву вечевой колокол, как символ своей победы над вольным Новгородом. Пока везли по городу колокол, горожане стояли рядами, крестились и плакали, а некоторые, не обращая внимания на удары плетей, сняв шапки, целовали холодный металл. Время вечевой республики закончилось навсегда, начался новый период в исто рии Новгорода - в составе Московского государства. С Торговой стороны мой путь лежит за земляной городской вал, к Юрьеву монастырю, самому известному из всех новгородских монастырей. Тонкая асфальтовая лента вьется по красивым лугам мимо древних, еще домонгольских церквей, мимо замечательного музея деревянного зодчества Витославлицы. И вот впереди стены древнего Юрьева монастыря. Обитель эту основал в 1030 году князь Ярослав Мудрый. Монастырь, бывший к тому же резиденцией новгородских князей, вероятно, самый древний в нашей стране, когда-то только Киево-Печерская лавра могла оспаривать у него первенство. В 1113 году князь Мстислав заложил в Юрьевом монастыре белокаменный Георгиевский собор; он вырастает как былинный богатырь, когда через Святые ворота входишь в монастырь. В нем есть все - и монолитность, и эпическая мощь, и покоряющая простота. Древний собор стоит в окружении своих более молодых собратьев: Всесвятская церковь, колокольня, в которой узнаешь гений великого Росси, Преображен ский собор - все это было построено в начале XIX века, когда архимандритом новгородским был Фотий, а щедрой меценаткой - графиня Анна Орлова - единственная дочь и наследница графа Алексея Орлова-Чесменского.

К архимандриту Фотию историки и современники относятся по-разному - одни считают его святым подвижником, другие - фанатиком и душевнобольным человеком. Общеизвестно, что он обладал большим влиянием на императора Александра I, а среди его горячих поклонниц была графиня Орлова. Это дало повод Пушкину написать на графиню едкую эпиграмму: "Благочестивая жена Душою богу предана,А грешной плотиюАрхимандриту Фотию".

Простим нашему любимому поэту злословие; в его двусмысленных намеках правда лишь то, что графиня Анна, оставив столичный Петербург, поселилась вблизи Юрьева монастыря, которому впоследствии и досталось огромное наследство набожной графини.Сейчас в Юрьевом монастыре вновь затеплилась монастырская жизнь. Местная братия старается вернуть в эти места былую красоту и благочестие.

Я выхожу из ворот монастыря на берег Волхова; у песчаного берега в теплой воде плещутся местные ребятишки, в жаркий солнечный день велико искушение последовать их примеру. Справа на холме - сосновая роща - Перынь. Как гласит предание, здесь в дохристианские времена находилось языческое святилище Перуна - Бога грома и молнии древних славян. С приходом христианства капище было разорено, первый епископ Новгорода Иоакий сбросил деревянного идола в Волхов. На месте языческого Перуна стоит сейчас церковь Рождества Богородицы тринадцатого века - это последняя домонгольская церковь Новгорода. Справа и слева от нее - монастырские скиты, где когда-то в уединении жили отшельники Юрьева монастыря.С Перыни в ясную погоду хорошо видны разбросанные по лугам церкви на противоположном берегу реки. Вдали, за Волховом, храм тринадцатого века бывшего Николо-Липенского монастыря. Липно, то есть топкое место, оправдывает свое название. На машине туда можно добраться только летом в сухую погоду, а обычно к Никольской церкви надо отправляться на лодке.На противоположном берегу Волхова - и прекрасная церковь Спаса на Нередице двенадцатого века, и знаменитое Волотово или Богатырское поле, где в древности погребали новгородских витязей. Курган над могилой легендарного славянского старейшины Гостомысла по преданию насыпали пригоршнями благодарные горожане. В церкви Успения на Волотовом поле сохранились фрагменты фресковой росписи четырнадцатого века.

Все это - неяркая природа и древние храмы - немые свидетели навсегда ушедших времен. "Чудно и страшно было сознавать, что по этим местам плавали ладьи варяжские, Садко богатого гостя вольные струги, проплывала новгородская рать на роковую Шелонскую битву...", - писал об этих местах Николай Рерих.

Солнце закатилось, пока я любовалась окрестной далью, растворяются в темнеющем небе силуэты новгородских церквей; пора ехать в Петербург, но торопиться не хочется - в крае белых ночей летом всегда светло.

Смотрите также
38810
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов
Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Документы для биометрического паспорта