По "путинским местам"
Несмотря на то что некоторые СМИ предсказывают природные катаклизмы в районе Сочи, Владимир Путин не боится посещать "летнюю столицу России" и ее пригород - Красную Поляну. Корреспондент Ъ ЛЕВ БОРИСОВ отправился вслед за президентом и лично убедился, что там и вправду неплохо.
Волки и скинхеды
В Геленджике нет диких волков, в Анапе - скинхедов, а в Сочи - девятибалльного землетрясения. Чтобы убедить в этом легко впадающую в панику общественность, администрация Краснодарского края провезла по своим городам-курортам группу московских журналистов. Необходимость демонстрировать отсутствие в крае природных катаклизмов чиновники объяснили тем, что российским курортам объявлена информационная война. Недобросовестные конкуренты (здесь считают, что это прежде всего турки) тратят огромные деньги на черный пиар в прессе и на ТВ. Клеветнические статьи и передачи призваны отпугнуть народ от наших курортов и сориентировать их в другом направлении. Последним мощным "информационным ударом", по словам мэра Сочи Леонида Мостового, стал сюжет, прошедший по ОРТ 20 апреля. Речь шла о том, что в ближайшее время в Сочи возможно сильное землетрясение, а местная сейсмослужба в случае чего не сможет никого предупредить, поскольку у нее попросту отключены телефоны. Выстрел попал в цель: по подсчетам мэра, от поездки в Сочи на майские праздники отказались около 2 тыс. человек, вследствие чего курорт понес ощутимые экономические потери. Стараясь доказать, что сюжет был заказным, чиновники долго внушали журналистам: сочинская сейсмослужба работает в нормальном режиме - информация о состоянии земной коры снимается каждые десять минут - и ничего экстраординарного в этой коре не происходит.
Впрочем, о том, что смертельная опасность "летней столице России" не угрожает, красноречивее всего свидетельствовало пребывание здесь в это самое время Владимира Путина. И более интригующе, чем разоблачение враждебных происков, звучало обещание местных властей показать журналистам "любимые места президента" - Красную Поляну. Здесь Путин, если кто не знает, катается на горных лыжах и приглашает сюда зарубежных гостей. Ввиду чего федеральные чиновники и звезды российской эстрады считают место модным и иной раз даже предпочитают его зарубежным курортам.
Как выяснилось, не зря. Я, честно говоря, даже расстроился - сколько раз бывал в Сочи, а сюда не ездил,- потому что даже однодневное созерцание здешних красот дает измученной душе больше, чем неделя на пляже и курортных тусовках.
В Красной Поляне удалось ознакомиться практически со всеми предлагаемыми туристам развлечениями. За исключением разве что лыж, сноуборда и вертолетной экскурсии, которую сначала обещали, а потом отменили: когда здесь президент, посторонним летать рядом не положено.
Серпантин и "канатка"
Дорога до Красной Поляны - уже само по себе приключение, а не утомительный "трансфер до места". Автобусы "икарусного" формата тут не ездят. Даже у небольшого "пазика", кажется, иной раз на повороте переднее крыло свисает над пропастью, откуда доносится шум горной реки Мзымты. Шофер абсолютно спокоен, но, как выясняется, у него свои представления о том, что такое опасность: до автобуса он рулил истребителем. Впрочем, не у всех местных джигитов такая классная подготовка - об этом свидетельствуют многочисленные пробоины в дорожном ограждении. Проехав несколько километров, упираемся в пробку: кто-то "не вписался". По счастью, машина в пропасть не сорвалась, съехала с дороги одним колесом, и вытащили ее довольно быстро. После некоторых размышлений решаю, что на своей машине при всей любви к рулежке я бы сюда не сунулся. Президента, говорят, наверх доставляют вертолетом. Хотя и по дороге он ездил. Ее в это время для всех прочих наверняка перекрывали: любопытно представить, как кортеж, скажем, сдает назад, чтобы разъехаться со встречной "Газелью".
Рядом с дорогой, на 16-м ее километре от Адлера - Ахтырская пещера, стоянка первобытного человека, расположенная в отвесной скале на высоте 120 метров над Мзымтой. С древностями тут вообще все в порядке: в районе главного Кавказского хребта то тут, то там разбросаны диковинные каменные сооружения - дольмены. Некоторые из них старше египетских пирамид. И неизвестно, какие народы их строили и для чего. То есть известно, что это святилища, но не более. Сейчас, если верить местным жителям, у дольменов справляется такой обряд: семейные пары занимаются любовью, полагая, что здесь легче зачать ребенка.
А вот водопад Девичьи слезы. Недавно здесь сорвался с высоты и погиб кинематографист Андрей Ростоцкий. "Слезы" так близко от дороги, что почти долетают до проезжающих машин. На 33-м километре от Адлера "пазик" останавливается. Здесь специальная стоянка для осмотра ущелья Ах-цу. И правда, есть чем полюбоваться.
Автомобильная дорога заканчивается там, где начинается канатная. Здесь ресторан, где подают горную речную форель. Она плавает тут же, в искусственных прудиках. Если хотите, можно выловить рыбу самостоятельно, и вам ее тут же приготовят.
Для ценителей величественных ландшафтов подъем по краснополянской двухкресельной "канатке" - настоящий сюрприз. Внизу - серебристая полоска бурной Мзымты. По ее берегам - южная широколиственная растительность. Вы видите смену климатических поясов: выше начинается смешанный лес умеренных широт, над ним - темная северная тайга, которая переходит в лесотундру и тундру, и наконец - вечно заснеженные вершины главного Кавказского хребта. Канатная дорога состоит из четырех участков; в конце третьего уже лежит снег. В сочетании с палящим солнцем он выглядит особенно чудесно. Если вы не насмотрелись на горы с канатной дороги и вам не жалко 1300 руб., спуститься отсюда к площадке с форельным рестораном можно на параплане с инструктором. Головокружительное планирование длится минут семь-десять. Спуск в кресле канатки - минут тридцать-сорок.
Без приключений, конечно, не обошлось. Во время подъема на втором участке кресло канатки неожиданно остановилось - перебои в работе местной ГЭС. Это удивительное сооружение мы видели. Старое. Вода к турбине течет по трубам трехметрового диаметра. Кое-где они прохудились и фонтаны бьют наружу. Висеть на стуле было страшновато. Утешала мысль, что перебои с электричеством случались тут и раньше, но никого из туристов на высоте не забывали: если энергоснабжение канатки не налаживается, ее запускают дизелем. В общем, только мы успели позвонить по мобильному друзьям и поведать об ощущениях ("Звоню тебе, старик, из кресла над пропастью!"), как кресло качнулось и поехало. Экстрим!
Джипинг и рафтинг
Отдельное удовольствие - покататься по горам на внедорожниках. Мне, собственно, довелось проехаться не на джипе, а в кузове открытой "шишиги". Не знаете, что это? Так нетрезвые военные произносят название армейской машины-вездехода - ГАЗ-66. Я не ожидал, честно говоря, что это авто способно "перешагивать" валуны и переезжать через горные протоки. "Шишига" доставила нас к месту, где была резиновая лодка, семь комплектов гидрокостюмов с шлемами и спасательными жилетами и инструктор Юра. Он сказал, что участок Мзымты, по которому нам предстоит сплавиться, относится к третьей категории сложности. Обычно туристам-новичкам, которых в летний сезон Юра "сплавляет" весь световой день, достаются более простые маршруты. Но для журналистов сделано исключение. Ощущения от рафтинга - так называется сплав по горным рекам - действительно прекрасные. Были пороги, на которых лодка вставала практически вертикально, и только выполнение экипажем четких команд Юрия не давало ей перевернуться. Брызги, женский визг - в общем, опять же экстрим.
Наконец мы причалили - точнее, из кустов выскочили специальные люди и выхватили лодку из бурного течения. Неподалеку на траве было разложено гигантское полотнище. Оказалось, что это сдутый воздушный шар, на котором нас собирались покатать, однако не рискнули этого делать из-за сильного ветра. После ледяных брызг Мзымты больше привлекали большой костер и шашлыки.
В общем, когда "шишига" везла нас с берега в "Пик Отель", весь кузов уже орал казачьи песни.
"Пик Отель", горный филиал сочинской гостиницы "Рэдиссон Лазурная",- гордость Красной Поляны. В его небольшом уютном бассейне плескались многие сильные мира сего. Цены, понятное дело, соответствующие: больше $100 с человека в день. Впрочем, в Красной Поляне есть турбазы и подешевле. А местные жители, встреченные нами в поселковом ночном магазине с очень демократичными ценами, рассказали, что можно недорого - рублей за четыреста-шестьсот в сутки - снять в частном секторе комнату или даже квартирку.
Особенно удобно это летом. Ведь всего в часе езды от нашего главного горнолыжного курорта - черноморские пляжи.
Спецпредложения авиакомпаний
30.10 | Россия | Варадеро - Москва | от 33 261 руб |
30.10 | Аэрофлот | Красноярск - Бангкок | от 25 095 руб |
30.10 | China Southern | Москва - Кота-Кинабалу | от 53 480 руб |
30.10 | Ред Вингс (Red Wings Airlines) | Екатеринбург - Казань | от 3 000 руб |
30.10 | Smartavia | Мурманск - Санкт-Петербург | от 2 255 руб |
30.10 | Nordwind Airlines | Москва - Сочи | от 2 380 руб |
30.10 | Победа | Саратов - Сочи | от 2 499 руб |
30.10 | NordStar Airlines | Ярославль - Москва | от 1 199 руб |
30.10 | Азимут | Москва - Псков | от 1 460 руб |
30.10 | Руслайн | Москва - Ярославль | от 2 085 руб |
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах