← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Минеральные Воды – горные берега

Край фантастически красивых гор, целебных источников, необыкновенной природы, гостеприимства, древней истории и легенд... Мы едем на Кавказ. Впереди ждут Теберда, Домбай, Архыз, курорты и источники, но пока наш путь лежит в Минеральные Воды – транспортные ворота этого богатого на впечатления места. Отсюда такие же, как мы, отдыхающие и туристы рассеются по курортам Ессентуков, Железноводска, Кисловодска, Пятигорска...

Минеральные Воды не за горами – в прямом и переносном смысле. Вот-вот появится гора Змейка, Змеевая, или по-тюркски Жлан-Тау, у подножия которой в долине реки Кумы расположился город, самый молодой в районе Кавказских Минеральных Вод.

Замечаем, как неожиданно меняется пейзаж. Там, где только что простиралась степь, вдруг возникли скалистые каменные гиганты – горы- лакколиты. Их еще называют несостоявшимися вулканами. Когда-то, поднимаясь из земных недр, раскаленная магма не смогла прорвать земную кору, но выгнула ее в виде куполов. Таких гор здесь большинство.

Вообще в районе Минеральных Вод много гор с забавными названиями: Верблюд, Бык, Кинжал. А еще Бештау, Машук, Железная, Юца, Джуца и другие. И, конечно, самая высокая вершина Кавказа, величественный Эльбрус, увидеть который при ясной погоде не составит труда. Дух захватывает. Вот уж точно – "лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал".

Седина в бороду

Собираясь на Кавказ, не поленитесь, прочитайте легенды, сложенные об этих горах. Вот хотя бы такое сказание.

Когда-то давно эти земли населяли нарты-богатыри, которые жили дружно и счастливо до тех пор, пока их седоглавый вождь не воспылал страстью к юной красавице Машуке. Она же преданно любила своего жениха, единственного сына вождя. Тогда отправил старик молодого нарта на охоту, чтобы самому жениться на Машуке, но девушка отвергла вождя и, убегая от него, потеряла кольцо, надетое ей на палец возлюбленным в знак верности. Покатилось кольцо далеко по степи, и увидел его жених. Встревоженный, он примчался домой и вступил в бой с отцом, защищая невесту.

Немало нартов обнажили свои мечи за победу вождя, но не меньше оказалось богатырей, верных его сыну. Вот старый вождь сбил с головы сына железный шлем, оглушил его и пятью ударами меча отнял у него жизнь. Однако и сам не уберегся – единственный удар сына глубоко рассек его седую голову. Не перенесла гибель жениха Машука и кинжалом возлюбленного пронзила свое сердце.

Смертельный бой продолжили сторонники отца и сторонники сына. Наутро поле битвы было покрыто телами воинов. Живых не осталось. Так исчезло с лица земли Кавказа храброе племя, но появились горы. Кольцом-горой стало укатившееся в степь колечко Машуки, сама она тоже превратилась в гору. Зияет Провалом кинжальная рана, а чуть дальше сверкает острой вершиной окаменевший Кинжал. Горой Железной чернеет шлем, сбитый с головы жениха Машуки, и сам он, изрубленный отцом на пять частей, превратился в пятиглавую гору Бештау. Вокруг же застыли окаменевшие воины-великаны. Самая могучая гора седой раздвоенной головой уходит в туманы. Вождь нартов стал называться Минги-тау, что означает "главная гора". А еще его зовут Эльбрусом. Он суров и холоден, на нем не тает снег даже в жаркое лето, и только слезы раскаяния рождаются в его глубинах и растекаются горными реками...

Всё начиналось с железной дороги

Своим рождением город Минеральные Воды обязан железной дороге – строительству стратегически важной для России Ростово-Владикавказской ветки.

Трудно представить, что еще в начале 70-х годов XIX века на том месте, где сейчас расположился город, был огромный пустырь. Земля эта принадлежала Султану-Джанбек-Гирею и Султану-Тохтамыш-Гирею, которые согласились передать часть ее в аренду для создания железнодорожной станции.

Новая линия протяженностью более 650 верст была построена всего за три года. По соседству с ней находились уникальные целебные источники, поэтому и назвали ее Минеральные Воды. В эксплуатацию дорога сдавалась участками: 30 апреля 1875 года прошел первый поезд из Ростова-на-Дону до Минеральных Вод, 2 июля – из Ростова-на-Дону до Владикавказа.

Уже спустя год станция Минеральные Воды стала одной из главных железных дорог России. Паровозное депо и другие железнодорожные предприятия обслуживали рабочие, поселившиеся в домах неподалеку от станции. А со временем с разрешения землевладельцев Султан-Гиреев здесь стали обустраиваться новые поселенцы: ремесленники, кустари, торговцы, в большинстве своем русские – выходцы из губерний средней России, которые поставляли железнодорожникам свои товары. Вскоре появились немцы-лютеране, ногайцы, татары, армяне, греки.

Станция разрасталась. Жители подали ходатайство властям об официальном образовании поселка. Так в 1878 году поселок получил юридический статус и название – Султановский, по имени хозяев-землевладельцев, но вскоре для удобства его вновь переименовали в Минеральные Воды.

17 мая 1894 года еще одна железнодорожная ветка соединила Минеральные Воды с Кисловодском. Используемые до этого дилижансы, которыми приходилось добираться до Кисловодска, были раз и навсегда забыты, к радости отдыхающих, – очень уж большие они создавали неудобства. А приезжих, особенно летом, на Кавказе всегда было много. Не пренебрегали этими местами и августейшие особы: император Александр III во время своей поездки на Кавказ в 1888 году провел здесь смотр воинских частей. По сей день Минеральные Воды – крупнейший железнодорожный центр на Северном Кавказе. Даже здание вокзала, построенное в конце XIX века, сохранилось в первозданном виде.

"Крылатый" город

А вот аэропорт здесь появился позднее, хотя Минеральные Воды были одним из первых "крылатых" городов России. Воздушную станцию, а точнее небольшой саманный домик, построили еще в 1925 году на бывшем месте выгона скота, между бутылочным и кирпичным заводами. Аэродром представлял собой расчищенную от камней и коровьих лепешек большую поляну. Первым отсюда взлетел французский самолет с красивым названием "Дорнье-Комета". До Ростова-на-Дону он добирался целых четыре часа. Новая воздушная линия связала Кавказские Минеральные Воды с Ростовом-на-Дону и Харьковом, затем – с Баку и Тбилиси, чуть позже – с Москвой.

Через пять лет, в 1930 году, на месте минераловодской воздушной станции началось строительство большого аэропорта. До этого здесь не было ни взлетно-посадочных полос, ни рулежных дорожек, да и сообщение между аэропортом и городом осуществлялось по грунтовой дороге. С тех пор еще дважды происходила реконструкция, и сегодня международный аэропорт Минеральных Вод – один из крупнейших на юге России, поэтому его часто называют воздушными воротами всего Северного Кавказа.

Чудеса преподобного Феодосия

Над городом возвышается церковь Покрова Пресвятой Богородицы, самый большой православный храм на территории Кавказских Минеральных Вод, освященный в 1997 году. 8 августа 1998 года сюда были перенесены мощи преподобного Феодосия Кавказского. Несмотря на то, что он причислен к лику святых, многие старожилы города помнят его или даже были лично знакомы с ним, – Феодосий скончался 8 августа 1948 года. При жизни он прославился даром врачевания и исцеления многих болезней. И теперь люди стекаются в храм Покрова Пресвятой Богородицы, обращаясь к преподобному с просьбами. И, говорят, происходят чудеса: каждый получает по вере своей.

Миллион за коня

В 1889 году граф Строганов и его друг князь Щербатов, путешествуя по Северному Кавказу, выбрали у подножия горы Змейка небольшой хутор, где решили построить частный конный завод. С далекого Аравийского полуострова они привезли чистокровных арабских скакунов для разведения этой ценной породы в России. Племенное хозяйство успешно развивалось и процветало здесь в течение десятилетий, но во время Гражданской войны и разрухи многие чистокровные жеребцы погибли. Восстанавливать конюшни начали только в 20-е годы по инициативе С.М. Буденного, который желал иметь в своей кавалерии хороших верховых лошадей.

Так 11 февраля 1921 года на территории бывшего графского коневодческого предприятия начал работу Терский конный завод, куда в 30-е годы вновь стали завозить арабских жеребцов из Англии, Франции, Польши и Германии. Но из-за их небольшого количества – а стоили они баснословных денег! – разведение было ограниченным, поэтому и берегли лошадей как зеницу ока. Во время Великой Отечественной войны все поголовье отправили в эвакуацию в Западный Казахстан, где несмотря на суровые условия табунного содержания арабские лошади были сохранены.

Как ни странно, к теме разведения племенных лошадей вновь вернулись только в период политической "оттепели". Все началось с того, что Советский Союз получил из Египта чистокровного арабского жеребца по кличке Асуан. Рассказывают, что когда Н.С. Хрущев посетил Египет во время открытия Асуанской плотины, президент Насер повел его смотреть богатейшие конюшни, где находились скакуны-красавцы, очаровавшие главу Советского государства. Хрущев спросил Насера, а не подарить ли ему России одного коня. Так у нас появился чистокровный арабский жеребец, а часть долга Египта Советскому Союзу была погашена. Именно Асуан дал прекрасное потомство лучших арабских скакунов в нашей стране, которые почтительно называются "лошадиными аристократами" или "русскими арабами". А на территории завода жеребцу Асуану установили памятник.

"Русские арабы" известны во всем мире. В Голландии на ежегодных аукционах по продаже лошадей наши элитные жеребцы очень популярны и пользуются большим спросом. Самый небывалый успех был на аукционе 1981 года, когда американскому предпринимателю Арманду Хаммеру за миллион долларов был продан гнедой Песняр, названный "лошадиным президентом" и "жеребцом с поющим сердцем".

Сейчас на Терский конный завод специально приезжают люди из разных стран, чтобы полюбоваться на самых красивых, дорогих и знаменитых лошадей. Побывавшая здесь когда-то Галина Уланова в восхищении сказала, что грациозности арабских лошадей может позавидовать любая балерина мира. С этим авторитетным мнением трудно не согласиться.

Смотрите также
43364

Спецпредложения авиакомпаний

21.11 Азимут Уфа - Омск от 1 580 руб
21.11 Sichuan Airlines Москва - Бангкок от 25 079 руб
20.11 Победа Москва - Стамбул от 5 371 руб
20.11 Уральские авиалинии Москва - Стамбул от 8 250 руб
20.11 Belavia Москва - Минск от 5 171 руб
20.11 Hainan Airlines Сиань - Владивосток от 4 858 руб
20.11 Utair Москва - Ереван от 8 633 руб
20.11 China Eastern Москва - Сеул от 43 106 руб
20.11 Аэрофлот Москва - Минеральные Воды от 3 167 руб
19.11 Руслайн Екатеринбург - Сыктывкар от 2 000 руб
Анонс самых интересных материалов

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах