Сеул и памятники архитектуры
Одна из особенностей современного Сеула -- это то, что в нем до обидного мало архитектурных напоминаний о прошлом, памятников старины. Есть в корейской столице, правда, несколько королевских дворцов XV-XIX веков, а также несколько городских ворот (как утверждают корейские путеводители - XV века, но в действительности - полностью перестроенные в середине XIX столетия). Однако этими сооружениями весь список местных памятников архитектуры, по сути, и ограничивается. Нынешний облик корейской столицы сформировался только в 1980-е гг. Центральный Сеул - это город небоскребов и сияющих новизной зданий...
Причин, по которым в корейских городах осталось мало следов прошлого, несколько.
Во-первых, традиционные корейские жилые дома никогда не отличались долговечностью. Камень в Корее использовали только для фундаментов, а сами здания в своем подавляющем большинстве представляли из себя легкие постройки с деревянным каркасом и тонкими стенами. В жарком и влажном климате они быстро приходили в негодность.
Во-вторых, быстрый рост цен на недвижимость в центральных районах Сеула и других крупных городов привел к тому, что землю там оказались в состоянии покупать только очень богатые фирмы. Сейчас квадратный метр земли в центре Сеула может стоить до 50 тысяч долларов. Поэтому компании, раз приобретя кусок земли, строят на нем возможно более роскошное сооружение и безжалостно сносят все, что там только находилось ранее. Для владельцев земли просто нет экономического смысла в том, чтобы беречь трехэтажное здание там, где можно построить тридцатиэтажное (и, соответственно, получать в десять раз больше денег от его аренды).
В-третьих, идея сохранения памятников сравнительно недавнего прошлого, которая везде пробивает себе дорогу с немалым трудом, и в Корее эта идея пока еще не получила серьезного распространения. Массовому сознанию вполне понятно, что, скажем, королевский дворец XIV века или городские ворота пятисотлетней давности - это памятники архитектуры, достойные заботы и охраны. Однако когда речь заходит о сооружениях начала нашего века или, тем более, двадцатых-тридцатых годов, то они воспринимаются просто как старые облезлые дома, которые только портят облик города и которые, соответственно, следует как можно скорее снести. В этом отношении, кстати, ситуация в Корее не очень-то отличается от российской.
Вдобавок, отношение к памятникам культуры недавнего прошлого окрашивается в Корее и националистическими эмоциями: ведь подавляющее большинство зданий, построенных до 1945 г., было возведено японскими архитекторами, на японские деньги, для японских колониальных учреждений, и поэтому они воспринимаются корейским сознанием как символы ненавистной колониальной эпохи. Эта ситуация лучше всего отразилась в судьбе Национального музея - мрачноватого серого здания, которое находилось в самом центре Сеула, перед дворцом Кёнбоккун. Оно было построено в 1916-1921 годах для японского Генерал-губернаторства и воспринималось многими как символ колониальной власти. Здание это, бесспорно, имеет огромную историческую ценность. Однако, в 1996 г. его решили снести. Мотивировалось это тем, что для большинства корейцев это здание все равно оставалось символом японского колониализма. При этом, однако, никто не упомянул, что на протяжении трех десятилетий это здание было самым крупным архитектурным сооружением в Сеуле, что с ним связаны многие важнейшие события, в том числе и провозглашение Кореи независимой республикой (церемония произошла 15 августа 1948 г. перед этим зданием). Робкие протесты против планов сноса были заглушены возмущенными криками националистической интеллигенции, которая в данном случае единодушно поддержала правительство.
В результате всего этого от колониального Сеула полувековой (не говоря уж о вековой) давности, почти ничего не сохранилось. Исключением являются несколько королевских дворцов в центре города, городские ворота Намдэмун и Тондэмун, да могилы членов правящего дома в сеульских пригородах. От колониальной эпохи тоже осталось всего лишь несколько зданий - Железнодорожный вокзал (1925 г.), Муниципалитет (1926 г.), несколько зданий бывших японских банков и иных учреждений, а также универмаг "Синсегйе", да еще некоторые полуразвалившиеся жилые дома, которые в большинстве своем доживают последние годы.
Дома послевоенной постройки тоже едва ли просуществуют долго. Большинство владельцев домов без колебаний сносит свои постройки, как только у них появляются деньги на то, чтобы возвести на своем участке нечто более презентабельное. Корейские дома, в том числе и современные, построенные из кирпича и бетона, достаточно недолговечны. Строить на века в Корее по-прежнему не принято. Даже крупные жилые комплексы здесь изначально рассчитаны на то, чтобы прослужить лишь несколько десятилетий, так что снос той или иной постройки часто бывает вызван реальной технической необходимостью, а не изменением вкусов или потребностей хозяина.
В результате всего этого любой жилой микрорайон в Сеуле за 15-20 лет меняет свой облик почти до неузнаваемости.
Спецпредложения авиакомпаний
20.11 | China Eastern | Москва - Сеул | от 43 106 руб |
22.10 | China Eastern | Казань - Сеул | от 38 805 руб |
03.09 | China Eastern | Сеул - Москва | от 19 581 руб |
05.07 | Uzbekistan Airways | Новосибирск - Сеул | от 53 141 руб |
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах