Деревня-музей Сонбичхон
Корейская осень приходит не торопясь. Днем сейчас температура воздуха всё еще поднимается до 20 градусов, хотя ночью уже очень прохладно. Но это уже осень. Листья на деревьях уверенно окрашиваются в разные красивые цвета, повсюду созрел урожай – на полях и в садах. И среди всего прочего, что созрело, есть, например, такой замечательный фрукт как яблоки. Одно из мест в Корее, где окрестности от обилия садов наполняются яблочным ароматом – это район города Ёнчжу в провинции Кёнсан-пукто.
В этом отношении Ёнчжу очень хорошо подходит для осенней экскурсии. Есть вокруг этого города и известные во всей стране достопримечательности. Взять хотя бы павильон Мурянсучжон в буддийском храме Пусокса. Это самая старая из сохранившихся в Корее деревянных построек. Другая достопримечательность – самая первая в Корее и одновременно самая прославленная конфуцианская школа "Сосу совон".
В последнее время к этим памятникам добавилось еще одно интересное место. Оно называется Сонбичхон. "Сонби" - это конфуцианский грамотей, мудрец, господин, изучавший древнюю китайскую классику и в ней поднаторевший. Это также синоним человека благородного происхождения, что не случайно: изучением китайской классики в старой Корее, конечно, нанималась элита. Крестьяне – они землю пахали. Ну, а последний слог в слове "Сонбичхон", то есть, "чхон" - это деревня. Таким образом, Сонбичхон означает что-то вроде "деревни грамотеев". Это своего рода этнографический музей, где можно посмотреть как в старой Корее жила образованная элита. Говорит работник деревни-музея Сонбичхон г-н Ким Чжун Нён:
"В Сонбичхоне воспроизведен традиционный уклад жизни наших предков. В деревне-музее представлены копии старых домов, которые до сих пор стоят в окрестностях Ёнчжу. Вы можете посмотреть, как жили те, кто изучал китайскую классику, представить себя на их месте, походить в старинной одежде. Кроме того, мы открыли здесь школу. В ней можно познакомиться с теми книгами, по которым занимались студенты прошлого, выучить правила чайной церемонии, попрактиковаться в каллиграфии".
Деревня-музей Сонбичхон занимает довольно большую территорию – больше 5 гектаров, и здесь построены реплики 12 старинных домов, рынок, каким он был в средние века, кузница и разные павильоны. В общем, сделано всё, чтобы заезжие туристы могли погрузиться в атмосферу корейской старины. "Мне очень понравились эти дома. Мне кажется, для нас очень важно понять, сколько красоты в нашей традиционной культуре. Современные постройки из стекла и бетона ни за что не сравнятся по красоте со старинными домами.
Всё, что я здесь вижу мне знакомо, и я знаю что и для чего используется. Кухни выглядит именно так, каким они были в не таком уж далеком прошлом. Те же каменные жернова или ткацкие станки. Вся наша история собрана здесь в одном месте".
Действительно, в домах деревни-музея полно разного антиквариата, включая ту же кухонную утварь. Причем табличек "руками не трогать" нет. Наоборот, туристам предлагается пожить в старых домах и попользоваться тем, чем пользовались их предки. А прохладную осеннюю ночь можно провести на теплом, отапливаемом по корейской традиции полу, расстелив на нем мягкий коврик. На таком полу хорошо спится – прямо как на русской печке из известных сказок.
"Здесь нет асфальта и бетона, как в городе, - только земля. У нас вы почувствуете, как уютно жить на земле, ощущая дыхание природы. Особенно романтично это выглядит в яркие лунные ночи, которые служили источником вдохновения для наших конфуцианских классиков".
Проведя ночь в старом доме, вы проснетесь с ощущением необыкновенной свежести – и физической, и душевной. Это вам гарантируют работники деревни-музея Сонбичхон. Ну, а на свежую голову хорошо выйти на деревенскую улицу и в качестве физзарядки развлечь себя старинными забавами вроде метания стрел или качелей. Такие качели вы, возможно, видели, если когда-нибудь получали рекламные материалы о Корее. В самом простом виде – это длинная доска поперек бревна, на которой с обеих сторон поочередно прыгают два человека. Причем весьма высоко подпрыгивают – в этом и состоит весь интерес. В Корее по какой-то причине такие качели, хоть они и не для слабонервных, были в основном развлечением для девушек. Но бывают и исключение.
"У меня не получается держать равновесие. Я была совсем маленькая, когда в последний раз прыгала на таких качелях, и сейчас мне, конечно, очень трудно. В прошлом женщины хорошо умели прыгать, высоко – выше, чем на метр. В яркой старинной одежде они в такие моменты были похожи на красивых бабочек".
Те, кто не очень силен в метании стрел или в прыжках на качелях могут попробовать свои силы на интеллектуальной стезе. В Канхактане, местном учебном корпусе, преподают основу основ старинной мудрости – учение Конфуция. Без знания основ конфуцианства трудно будет понять, как жили люди в государстве Чосон.
Если вас немного утомила конфуцианская ученость, пройдите на оживленный деревенский рынок. Здесь можно приобрести самые разнообразные интересные вещи – от изделий народных промыслов до всякого рода продуктов, разносолов, которые потребляли господа из старого образованного сословия "сонби". Хотя, конечно, если мы действительно хотим знать, чем жили и дышали эти люди, без определенной толики серьезных размышлений никак не обойтись. Здесь в Сонбичхоне, нам предлагают познакомиться с тем, что называется "духом сонби". А это значит понять, что такое подобающее и неподобающее поведение, чувство стыда как движущая сила в духовном воспитании. А еще узнать о добродетели благоразумия, сдержанности в вопросах морали, в учении и искусстве. О том, как правильно держать себя и подобающим образом говорить. Как соблюдать закон и уважать справедливость. Рассказывает исследователь Пак Сок Хон, посвятивший свои ученые труды изучению "духа сонби":
"Жизненная философия "сонби" нашла свое материальное отражение в устройстве их домов. Даже деревья высаживались не случайным образом, а в соответствии с определенным принципом. За стенами двора должны были расти сосны, а внутри рос бамбук – символ лояльности, преданности. Каждая постройка имела свое, наполненное смыслом название. Например, название вот этого строения можно перевести так: "стать чистым и строгим человеком, проявив достойное поведение и честность".
Ёнчжу – это своеобразная колыбель корейской ветви конфуцианства. Здесь, как мы уже упоминали существовала самая известная конфуцианская школа, которая за три с половиной века работы выпустила более 4 тысяч, как бы мы теперь сказали, высококвалифицированных специалистов в своей области. В те времена считалось, что для того, чтобы занимать государственные должности, управлять людьми и всеми делами надо изучать труды Конфуция и его комментаторов. Успех в этом деле был необходимое условие для того, чтобы войти в элитный общественный слой. Кстати, для того, чтобы вы поняли, о чем речь, это всё можно сравнить с изучением так называемого научного коммунизма в СССР и с его – СССР – высшими партийными школами. Разница в том, что в СССР грамотеи изучали не только научный коммунизм, но и много чего еще, включая естественные науки. В старой Корее же конфуцианством учеба, как правило, и ограничивалась. Возможно, по тем временам, такого образования действительно было достаточно, чтобы управлять общественными делами. Важно было назубок знать первоисточники – конфуцианские в данном случае – и твердо усвоить принципы. Что касается принципов и добродетелей, то, как упомянул наш собеседник, они внедрялись в сознание будущего грамотея путем применения их буквально во всем – вплоть до посадки деревьев. Можно привести и другие примеры. Вот жилище конфуцианского мудреца:
"Этот дом выглядит так же, как и все дома элиты времен государства Чосон. Он не мал по своим размерам, но и не велик. В этом нашла свое отражение добродетель так называемой "честной бедности". Сонби рассматривали небогатую, но честную жизнь как добродетель, поэтому избегали излишней роскоши в обустройстве своего жилья".
В доме благородного сонби, воспроизводится сцена из далекого прошлого. Мальчик замешивает чернила для своего дедушки – государственного служащего. Тот в это время пишет письмо государю. А что в это время происходит на женской половине дома?
Здесь мать учит дочь о том, как подобает вести себя девушке из благородной семьи. Подобает же ей во всем подчиняться своему супругу и его родителям, а также воспитать в своих детях правильные жизненные принципы. Конечно, в наше время редко кто из женщин согласится жить по принципу полного подчинения кому бы то ни было, да и желающих изучать наследие Конфуция не особенно много. Правда, перед своим визитом в Россию президент Но Му Хён в интервью российским корреспондентом среди всего прочего рассказал, что занялся чтением конфуцианских трудов. Может быть, это поможет ему обрести качества истинного отца нации, которого все слушаются и почитают. Кто знает? Но вообще-то былые принципы уже не столь актуальны для современных людей. Чему же тогда мы можем позавидовать из старомодного жизненного уклада?
"Как только я вхожу в ворота, мне кажется, я начинаю ощущать тепло домашнего очага. В наше время люди живут в бетонных многоквартирных домах, как в клетках, и думают только о бытовых удобствах. В старых же домах всё всегда было открыто, все члены семьи были друг у друга на виду, а потому постоянно общались. Мне такие дома кажутся полными тепла и любви".
Итак, мы сегодня с вами побывали в окрестностях города Ёнчжу провинции Кёнсан-пукто и немного познакомились с жизнью образованной элиты корейского общества эпохи Чосон. Для этого под Ёнчжу создана специальная деревня-музей.
Спецпредложения авиакомпаний
20.11 | China Eastern | Москва - Сеул | от 43 106 руб |
22.10 | China Eastern | Казань - Сеул | от 38 805 руб |
03.09 | China Eastern | Сеул - Москва | от 19 581 руб |
05.07 | Uzbekistan Airways | Новосибирск - Сеул | от 53 141 руб |
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах