← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Каталония. Страсти по рогоносцу.

Спешу поделиться хорошей новостью: впервые за двадцать лет моей любви к Барселоне я услышал от гида, что наконец-то определен срок окончания строительства церкви Саграда Фамилья одного из самых знаменитых и самых спорных зданий в мире, стометрового песочного замка Антонио Гауди. Если все пойдет строго по плану, возводимая уже сто шестнадцать лет безумная фантазия "ар нуво" будет воплощена через ...сорок лет. Передайте это своим детям и внукам. Для меня как фотографа радость относительна: еще почти полвека стрелы подъемных кранов будут грубо перечеркивать ажурные конструкции храма. Есть некая ирония судьбы в том, что самая самобытная, самая традиционная историческая область Испании Каталония прославлена в мире не творениями эпохи Ренессанса, не Каталонской художественной школой, не историческими деяниями, а суперавангардистскими архитектурными и живописными фантасмагориями Антонио Гауди, Сальвадора Дали и Хоана Миро. И туристы стремятся в Барселоне не к Пласа Молина с ее тесно прижатыми друг к другу старинными домами с резными балкончиками, узкими улочками и уютными сквериками, где над головой растут апельсины, а к этому причудливому мутанту, так и не признанному матерью-церковью.

Но есть, наверное, и своя закономерность в том, что именно он станет мостом из уходящего тысячелетия в грядущее. Мы ведь не обманули Хронос, стремясь поскорее избавиться от дурного века и разыграв ненастоящую встречу миллениума. Гномы, тролли и гоблины всех мастей, наверное, сильно посмеялись над этой помпезной репетицией. Кому-то уже отпущены Ватиканом грехи, но век не кончен, над ним еще тяготеет третье пророчество Фатимы, и католический мир в тревожном ожидании.

Каталонию выручат ее традиции. Когда ангелы нерешительны, призыв о помощи к мифологическим героям не есть святотатство. В великую засуху, чтобы вызвать дождь, самые правоверные христиане приносят вдруг языческие жертвы. И не случайно в роковом году с тремя нулями Страстная неделя наложилась тут на разгар народных праздников.

Главный герой весенних празднеств Георгий, вобравший в себя и черты нашего Ярилы. Выходец из реликтовой языческой обрядности, где он лихо крушил злых драконов, Георгий с веками обратился в христианского мученика аристократа военного сословия. Через него, Георгия, мы, москвичи, суть братья каталонцам. Ибо у нас общий небесный патрон Георгий Победоносец. К слову, персонаж, почитаемый сразу в трех религиях: христианами, мусульманами и иудеями. Георгий помогал Каталонии, как и Москве, в главном земном деле нам в борьбе за независимость от монголов, каталонцам за автономию, которой они пользовались с 1164 года в составе Арагонского, а с XV века объединенного Испанского королевства, и которой их лишил в 1714 году Филипп V.

Вот уже пять с лишним веков 23 апреля в городах области устраивается красочное представление битва с драконом. На площади перед кафедральным собором Барселоны весь этот день до ночи народное гуляние. Усаженный рядком целый взвод разномастных драконов некоторые явно из юрского периода ведет себя вполне миролюбиво, позволяя гуляющим фотографироваться в обнимку с монстрами, детям дергать их за страшные зубы или хвост. То есть зло, как обычно, на свету прикидывается своей противоположностью. Но в полночь... Гады начинают шевелиться и сползаться во мраке к центру площади, тесня зрителей. Вот они зашипели, зафыркали дымом и огнем, осыпая людей горящими брызгами. Каталонский дракон, я вам доложу, грозный противник даже небесному витязю. Мне он, например, своим огненным шквалом, как дробью, пробил куртку из гортекса и играючи прожег в десятке мест тугоплавкое стекло оптики "никона".

Впрочем, у сонма огнедышащих тварей, противостоящих в эту ночь свободолюбивому каталонскому духу по всем городам и весям области, шанса все равно нет, ибо у Св. Георгия, выражаясь привычным нам предвыборным новоязом, здесь очень силен административный ресурс: президент Каталонии Жорди Пужоль, находящийся у власти уже двадцать лет, его тезоименинник. И победу над драконом я праздновал по приглашению президента на торжественном приеме в здании Женералитета (парламента), где кардинал в присутствии почетных граждан освящал розы символ Дня Св. Георгия в Каталонии, поскольку в знак поражения дракона в его разверстой пасти вырастает букет цветов. Вся Барселона завалена в этот день букетами красных роз, их дарят каждой женщине. Я пил с президентом шампанское и сказал ему, что впервые увидел "миллион алых роз", о котором много лет поет любимая певица России.

Вновь отвоеванное право на историю и традиции (отнятое у каталонцев диктатором Франко в 1939 году) делает чудеса: Каталония добилась впечатляющих успехов в экономике, строительстве, культуре, развитии туризма. Двадцать три года автономии, возвращенной ей великим и мудрым идальго королем Хуаном Карлосом дали, наконец, свои плоды, и сегодняшний праздник также неплохой результат достигнутой свободы.

Воспоминания о диктаторе Франко и о запрете на каталонский язык привели меня в горестно-философское расположение духа. Деспотии не оригинальны: борьба с народом у них всегда начинается с уничтожения родного языка и истории. Работая над книгой о праздниках, сохранившихся у народов Советского Союза, я помогал латышским фольклористам возродить волшебную ночь Ивана Купала (Лиго) и узнал, что в свое время партийный руководитель Латвии Пельше не только запретил зажигать в Янову ночь костры, но и приказал вымарать из словарей слово "земляника", созвучное в латышском языке названию этого праздника. Также ханты и манси рассказывали мне, что отсидели длительные сроки в ГУЛАХе за участие в сибирском "медвежьем празднике". Однако жизнь не стоит на месте, и все, что было отнято когда-то у народа, непременно воскресает из глубин памяти... Время сильнее одного, пусть даже самого сильного человека...

Когда каталонские гранды с красными ленточками в петлицах пили шампанское и горячий шоколад под сводами древнего дворца, а на брусчатке перед его фасадом чинно одетые люди выводили хороводы национального танца "сардана", простолюдины по всей стране играли свой праздник. Но, прежде чем идти на него, я должен был попасть в сердце Каталонии, туда, где уже более тысячи лет бережно и трепетно хранят язык, историю и культуру ее жителей в монастырь Монтсеррат. Паломничество туда принято совершать пешком, что представляется серьезным испытанием, поскольку горный массив Монтсеррат возвышается над уровнем моря на тысячу с лишним метров. Недаром Папа Пий XII сказал, что это "Путь в небеса".

"В течение всего тридцатилетнего правления Франко, сказал мне один из братьев, мы выпускали в монастыре журнал, обращенный не только к читателям религиозной литературы, но ко всем каталонцам, который был все эти годы единственным печатным изданием, выходившим на запрещенном каталонском языке. В нем публиковались статьи по литературе, искусству, традициям, а в 1960-е и 70-е годы и политические статьи широкого спектра мнений. Мы выпустили также 200 тысяч Библий на родном языке". Территория духа должна быть чиста от политики, но ведь и наш Сергий Радонежский дал двух чернецов в воины князю Дмитрию на Куликовскую битву. Монтсеррату тоже довелось послужить отечеству: в 1972 году под защитой монастырских стен встали спартанцами у Фермопил триста каталонских интеллектуалов-диссидентов, чтобы обратиться с манифестом против репрессий. Были посланы войска, но штурмовать обитель не решились. Это было началом конца диктатуры Франко.

Сегодня стоящий в нагромождении причудливых скал монастырь влечет к себе миллионы пилигримов и туристов со всего света. Люди едут поклониться чудотворной Черной Мадонне, послушать знаменитый хор мальчиков. В центральном нефе огромной базилики я стоял, сжатый тысячами слушателей, и под космическим сводом лились кристально чистые звуки юных голосов, вознося нас к вершинам духа. Однако законы карнавала неумолимы, и с этих вершин мне предстояло слететь на грешную землю. Ведь главная идея любого праздника обновление мира через его гибель и воскрешение, поэтому он отвергает социальную иерархию и моральные установки старого мира, точнее, он переворачивает все с ног на голову, меняет местами короля и шута, праведника и грешника.

От братьев со строгими лицами в коричневых балахонах, от их возвышенных духовных песнопений монотонное колесо времени, возносясь к небесам и низвергаясь в преисподнюю, вынесло меня на окраину селения Санта-Колома-де-Фарнерс, к подножию высоченной горы, близ вершины которой расположились живописные руины некогда могучего замка. Средь древних стен, как в старые добрые рыцарские времена, устроились осоловевшие от обильного возлияния застольники в лихо сидящих набекрень красных шерстяных шапочках-барратинос. Они усердно развлекали себя фривольными куплетами-частушками, а длинный неструганый стол с домашним хлебом, кусками дымящейся баранины на вертелах и реками красного домашнего вина в "поронах", сотрясался под тяжестью мощных кулаков певцы, хохоча, отбивали ритм песен. Пороны своеобразные стеклянные "чайники", из которых здесь принято пить вино.

Педро немолодой крепкий крестьянин в клетчатой рубашке с седой шерстью на груди научил меня этой процедуре. С виду все очень несложно: держишь порон на вытянутых руках перед собой и чуть выше головы... А бьющей из носика струйкой вина пытаешься попасть себя прямо в рот. Понятное дело, первый литр вина разливается повсюду, оставляя кисло пахнущие следы на всем пространстве тела: от макушки и до пояса. Зато второй под одобрительные возгласы Педро хотя бы частично попадает в желудок, так что после недолгих мучений я, наконец, получаю возможность по достоинству оценить работу местных виноделов.

Вот уже сто четырнадцать лет, с того дня, как в одной из здешних пещер нашли фигурку Девы Марии и построили посвященную ей церковь, народ собирается на эту поляну. Праздник. В отличие от чопорной столичной Барселоны, полотно крестьянского торжества пишется всеми сочными красками. Хоровод сардана, вырастающий до периметра огромной поляны, остается его духовной составляющей, а вокруг - торжество плоти: раблезианский пир горой, веселое озорное застолье и потешные соревнования. Взрослые и дети перетягивают канат, в землю врывают высокий, натертый маслом, столб, и подростки-крепыши, пыхтя и краснея от натуги, лезут вверх за подвешенными призами, среди которых живой поросенок. Знают ли они, что этот столб - отголосок мифологического мирового древа, уходящего корнями в преисподнюю, а вершиной в космос? Древо жизни и познания стоит в тени и знаменитых каталонских людских пирамид, которые выстраивают в эти дни в здешних городках. В городе Реус, на родине Гауди, они могут достигать десяти уровней!

Вечером, когда уже стемнело, на центральную площадь Реуса стал стекаться народ предстояло соревнование двух групп из жителей города: "Ганщентс-де-Реус и "Щикетс-де-Реус", одни в костюмах бежевых тонов, другие синих. Сплоченные группы немногословны, каким-то плавным неуловимым движением они вдруг оказываются сплошной массой прильнувших друг к другу в позе мухинских "Рабочего и колхозницы" тел, их руки сплетаются в мускульный монолит. Самые сильные и крепкие в центре основания пирамиды. Стоящие на периферии наваливаются на них своими телами, подпирают руками, укрепляя живой "фундамент". По спинам вверх взлетает четверка второго яруса. Укрепившись на плечах друзей и скрестив руки, она принимает на себя следующую четверку, затем пару и еще одну. На вершину пирамиды (чуть ли не выше крыш) забирается по спинам, ловкая, как обезьянка, семилетняя девочка. В темноте мне не разглядеть выражения ее лица, но рядом со мной стоит ее мама, стиснув зубы и вздрагивая в такт покачиванию вертикальной массы тел. "Бежевые" сразу высоко поднимают планку соревнования, и "синим" предстоит нелегкая задача, чтобы не ударить в грязь лицом. Они строят свою пирамиду еще выше, а затем в течение часа обе команды меняют фигуры, рисунки пирамид, превосходя смелостью, мастерством и выдумкой цирковых гимнастов.

Окруженный высокой каменной стеной с башнями, городок Монбланк в этот весенний праздник на целую неделю возвращается в средние века. Собственно, домам его для этого меняться не требуется им тут всем по нескольку столетий. А люди весь город достают из сундуков старинные одежды, устраивают на площадях средневековые рынки со всевозможными продуктами, снедью, поделками и даже ...невольниками. Среди развалов пирожков, свиных окороков, колбас, тыкв обнаруживаю гончарную мастерскую с чудесными горшками. Хозяин с недоумением смотрит на протянутые песеты оказывается, в ходу только старинные деньги. Придется идти к меняле! Вечером, после военного парада и танцев, знатным семьям города вручают новые фамильные гербы и флаги, после чего на площадь Св. Франциска опускается "Ночь дракона". В дыму и гари, под оглушительный треск взрывающихся петард, сотня подростков с улюлюканьем сопровождает огнедышащего дракона по узким улочкам города. Начинается новый праздник...

Кульминацией этой круговерти народного разгула и козней "черных сил" явился акт посадки "майского дерева" и танец "Рогоносца" в городке Корнейя-де-Терри. Здесь роль "майского дерева" мифопоэтической универсальной концепции мира сыграл ствол гигантской сосны с прибитыми вверху рогами, а роль героя, которому по неписанному сценарию карнавала предстоит вступить в роковой поединок с силами хаоса и помочь космическим силам восстановить порушенный миропорядок, отдана ...рогоносцу! Можно сколько угодно подтрунивать над таким персонажем, но наш герой успешно справляется с нелегкой миссией в этом ежегодном праздничном ритуале с 1234 года, почти восемь веков!

Как на Руси Юрьев день, когда крестьянин обретал свободу, в этом древнем поселении самой глубокой зарубкой в народной памяти остался день, когда здесь было отменено право первой ночи у правящего феодала. Было ведь и такое: вступая в брачный союз, каждая девушка округи должна была быть "благословлена" своим сюзереном. Чем не первобытный обряд инициации в исполнении благочестивого католика? А вот было ли это для него только правом или еще и обязанностью? И как тогда быть, если феодал дряхлел и своим правом воспользоваться уже не мог? "Рогоносец" молод и симпатичен. В красных жилетке и панталонах, он танцует сольный танец под "майским деревом", гордо неся свои крутые бараньи рога перед хороводящими сардану девушками. Парень не промах, он отлично знает, что перевернутый праздником образ мира завтра восстановится: "хозяин" вновь станет "рабом" и наоборот, "раб" "хозяином", дурак умным, нищий богачом, калека здоровым, а ему, "рогоносцу", его девушка уж точно не изменит ...до следующего карнавала.

Танец окончен, он обнимает свою подругу, и оба заразительно смеются. А с ними и все остальные участники представления: пешие и конные воины, священник и вся городская знать. Смеются зрители. Смех главная сила и оружие карнавала, это тот же огонь ритуального костра, в котором сгорают беды, несчастья и неудачи старого года. Завтра сегодняшние гуляки выйдут в поле на работы, барселонские хороводники трудиться в офисы и на фабрики, на благо свое и своей любимой процветающей родины Каталонии. Тут Георгий Победоносец с небесным патронажем справляется отлично. Почему же он так, неудачлив на нашем небосводе?

Я живо представил себе такую "неделю средневековья", проводимую в Москве в рамках праздника города, скажем, в моем районе. Право первой ночи на это время вменяется в обязанность начальнику управы, в местном парке устанавливают "майское дерево", власти раздают графские и княжеские титулы и гербы добрым молодцам с "голдой" на шее, а вокруг рогатой березы танцует народ-рогоносец. Танцует, танцует, а победа над силами хаоса и мрака никак не вытанцовывается. Не потому ли, что мы так и не усвоили простую истину любого карнавала: король и шут не должны править одновременно. По закону жанра это разные персонажи.

Смотрите также
47771
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов
Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Документы для биометрического паспорта