← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Переправа на Марс. Калатрава в Валенсии

Первое ощущение было: Марс. Оно, конечно, никому не известно, какая там архитектура, но почему-то кажется, что все именно так. Раскаленное небо, выжженная земля, неглубокие кратеры, заполненные водой, и сооружения, больше похожие на окаменевшие скелеты местных динозавров.

Казалось бы – что такого? Хай-тек тоже любит космическую поэтику: футуристические формы, металл, клепочки-кнопочки. Однако, хай-тек честно обращен в будущее, а здесь что-то непонятное. Что-то, чего никогда не было, но при этом вызывающее из прапамяти некие смутные образы. Не "Космическая одиссея", а, скорее, "Кин-дза-дза".

И как бы ни был оригинален хай-тек, это, как правило, одно здание – выглядящее в городе инородным телом. Здесь же действительно "город в городе" - гигантский комплекс, растянувшийся на 2,5 километра. Он собственно так и называется – "Город искусств и науки". "Искусств", правда, здесь пока меньше, чем "науки". Дворец искусств королевы Софии, торжественно открытый в присутствии Ее Величества 9 октября прошлого года, тут же и закрылся – на доделку. Очень по-русски. Однако, работы идут вовсю: этой осенью Дворец должен открыться окончательно. Самый большой в здании зал – оперный (1750 мест), два поменьше – театральных (по 450), плюс зал конгрессов на 1500 мест – все вместе должно сделать Дворец очередным рекордсменом.

Пока же он претендует быть самым загадочным в смысле образа. То ли это рыба, раскрывшая рот - что странно: ведь неслышно, что поет. То ли моллюск, тянущийся к океану - что символизирует стремление всей Валенсии подтянуться поближе к морю, от которого она была сознательно построена в четырех километрах: берега были здорово заболочены, к тому же жители древнего Леванта боялись пиратов. То ли это некий шлем… Видимо, прикрывающий искусство от налогоплательщиков: на сооружение Дворца было потрачено в три раза больше, чем предполагалось – 250 миллионов евро!

Подобный полисемантизм характерен для всей архитектуры Сантьяго Калатравы – автора комплекса и при этом не какой-нибудь заезжей звезды, а самого настоящего валенсийца. На площади Виргинии нам торжественно показали дом, где он родился – скромный белый особнячок в 4 этажа. Чую, недалек тот день, когда на нем повиснет мемориальная доска, а Чарльз Дженкс, главный архитектурный критик современности, перестанет ругать Калатраву за "механическое повторение элементов как типичный рецидив старого мышления". Имеется в виду, что создавая новый стиль архитектуры – Дженкс назвал его "эко-теком" - Калатрава позволяет себе такие архаичные вещи как колоннада. Которая, правда, в здании Музея наук Принца Филиппа наклонена градусов на 45!

Это, пожалуй, главный аттракцион всего комплекса. Кто-то, конечно, скажет, что Океанариум (да к тому же самый большой в Европе!) круче, но Океанариум – вещь распространенная, и к тому же предполагающая созерцание. Музей же науки – сплошной интерактив! Первое, что я увидел – пацаны, бросающие мячи в баскетбольные корзины. Э, - подумал я, - какая обманка! Но потом оказалось, что рядом с каждым щитом стоят приборчики, замеряющие силу и скорость броска, а еще – дисплеи, где показано, как то же самое делают в Dream Team, а еще схемы распределения нагрузки на мышцы. Короче, из банальнейшего развлечения устроено научно-популярное шоу.

Это, собственно, и есть сверхидея Музея. Простейшие жизненные сюжеты – спорт, еда, сон, быт, смерть – разложены на все возможные запчасти. И проиллюстрированы со всей мощью цифровых технологий. Хотя, возможно, для компьютерно продвинутых детей гораздо интереснее инкубатор, где на твоих глазах вылупляются цыплята. Но и к нему так же прилагаются увлекательные картинки, схемы, диаграммы… Следующий зал – "Занимательная физика" Перельмана. Свет, цвет, звук – все это можно самому создавать, созерцать неожиданные эффекты – и тут же получать наглядное и подробное разъяснение. Этажом выше – "Занимательная химия", это уже для тех, кто постарше и так далее.

В общем, когда теперь у меня спрашивают: "Куда в воскресенье пойти с детьми?" - я, не раздумывая, отвечаю: "В музей принца Филиппа!" Место совершенно гениальное, куда круче Диснейленда. Его и "музеем"-то назвать язык не поворачивается: недаром главный его принцип: "Трогать разрешается! Запрещается не трогать!". Единственное, что меня тут смутило, так это то, что феерическая архитектура здания в общем-то никак не связана с его интерьером. То есть, там, конечно, очень светло, и тени падают красиво – но все так разгорожено многочисленными стендами, что о рыбьем хребте, который так заинтриговал снаружи, как-то забываешь. А сдругой стороны – почему нет? Нас раздражает это несоответствие, когда снаружи круто, а внтури – нет. Или наоборот. А когда и внешность, и внутренности равно завораживают – только по-разному – что плохого? Вкусная конфетка в красивой обертке. Мы же не едим фантик.

А Океанариум тоже прекрасен. С ним у меня случилась смешная история. Подходя, я видел два элегантных здания в виде водных лилий – шедевры уже не Калатравы, а Феликса Канделы. В первом оказался магазин сувениров, во втором – подводный ресторан. Что за черт? Инфраструктура наличествует, но где же то, к чему она прилагается? Захожу в гораздо более скромный павильон и вижу кучу экранов, на которых представлен разнообразный водный мир. Ну да, интересно. Спускаюсь ниже и вижу – в темноте - те же экраны, только уже гигантские. И по ним опять проплывают разные фантастические рыбы. И лишь пару секунд спустя понимаю, что это уже не экраны, а самый настоящий аквариум, где все взаправду! Просто все так непривычно чисто и сверкающе, и рыбины такие сказочные, что я принял их за виртуальный мир!

Впрочем, рыбами Океанариум не исчерпывается. Здесь есть и моржи, и тюлени, и пингвины, и фламинго – короче, все звери и птицы, имеющие отношение к водной стихии. Стихия же распределена по зонам: Арктика отдельно, Красное море – отдельно. И т.д. А в гигантской шаре-сетке – птицы мировых болот. В общем, наверху – зоопарк, внизу – океанариум. А на другом краю – дельфинарий, где каждые три часа – великолепные представления. После всего этого отобедать в ресторане, за проpрачными стенами которого проплывают мурены и скаты, уже не кажется чем-то сверхъестественным.

Это повсеместное стирание границ между реальностью и виртуальностью – одна из главных фишек Города, который без этого мог бы остаться вполне традиционной развлекаловкой. Океанариумов в мире много, да и похожий научно-популярный музей-аттракцион есть в Амстердаме, и построила его тоже мегазвезда – Ренцо Пиано… Здесь же – начиная с первого марсианского впечатления – все время свербит ощущение, что ты не вполне "тут". И, конечно, главной метафорой этого перемещения служит "Эмисферик" - гигантский глаз, в котором расположен планетарий и кинотеатр IMAX.

Это громадный "стручок", внутри которого – шар. В шаре, на 900-метровом экране показывают увлекательные 3D-фильмы про нашу вселенную. Или вселенную как таковую – с имитацией всяких астрономических явлений. Комментарии идут на четырех языках по шести стереоканалам. Дело, в общем, известное, а вот снаружи выглядит фантастически. Или, точнее – сюрреалистически, потому что эта фантазия – как и весь окрестный пейзаж –обращены не столько в будущее, сколько в прошлое. Эта обращенность к мифам и отличала сюрреализм от иных направлений авангарда. Глаз же был одним из любимых сюжетов сюрреалистов: тут и "Кривое зеркало" Магритта, и "Андалузский пес" Бунюэля, где глаз режут бритвой.

Калатрава тоже режет свой глаз – водной гладью. Потому что полноценным глазом здание становится ночью – когда в отражении воды "всплывает" его вторая половинка. Днем же у глаза подымается веко – сложная конструкция открывает вид на шар-зрачок. Хотя, сказать по правде, его видно и так… В этом смысле первоначальный проект был похитрей: снаружи зрачок был не виден, и рассмотреть его можно было лишь тогда, когда подымались "ресницы" крыши. Впрочем, с точки зрения функциональности оба варианта одинаково бессмысленны – но чрезвычайно эффектны. А никакой иной задачи, кроме как быть аттракционом (attractio - привлекать внимание), у шедевров современной архитектуры и нет. И Калатрава справился с этим блестяще. Судя по статистике, городу удалось создать мегапривлекательный туристический объект, сопоставимый с музеем Гуггенхайма в Бильбао.

Смотрите также
47771
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов
Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Документы для биометрического паспорта