Эсала Перахера – самый красочный праздник Шри-Ланки!
С 27 июля по 6 августа 2009 года в первый день новой луны в конце июля в горной столице и последнем королевском городе Канди пройдет самое грандиозное празденство, связанное с священной рекликвией Буддистов всего мира – Зубом Будды – фестиваль Эсала Перахера, который длится традиционно 11 дней и 10 ночей.
Будда родился в Непале на 623 года раньше Иисуса Христа. В процессе медитации он достиг просветления, пошел по стране, проповедуя свое учение, и умер в возрасте 80 лет. Как гласит легенда, в момент кремации земного тела Будды один из его учеников выхватил из погребального костра Божественный Зуб. По другой версии после кремации осталось 4 зуба, которые последователи Будды разделили на 16 частей и отдали в разные храмы на хранение. В течение 8 веков раритет хранился в Индии, но в середине 4 века н.э. индийская принцесса Хемамала привезла его на Цейлон, спрятав в собственных волосах. Буддисты полагают, что обладание Зубом Будды дает возможность видеть низкое и благородное, проникать взором в грубые и нежные уровни существования, предвидеть последствия как своих собственных мыслей и действий, так и других существ Вселенной.
С тех пор, как Зуб Будды попал на Шри Ланку в 4 веке до н.э., он кочевал с места на место вместе с переносом столицы острова из Анурадхапуры до Канди. Большая удача увидеть золтое хранилище Зуба в виде ступы "карандува", в котором, как в матрешке, спрятаны еще шесть золотых сундучков. Если попасть в комнату, где хранится реликвия, то увидеть сам зуб живьем практически невозможно. Исключение делалось только для самых выдающихся людей, например, Английской королевы Елизаветы.
История возникновения праздника Эсала Перахера теряется в веках. Одна из версий гласит, что Перахера проводится в память различным мифическим и историческим событиям, имеющим особое значение для страны для ниспослания мира и помощи от богов для победы в войне и успеха в мирских делах.
История этого праздниа восходит к победе в войне между языческим богом Асурасом и богом Катарагама, которая пришлась на первый день новолуния июля. В память об этом знаменательном дне дерево Эсала (иначе Индийский Ракитник Кассия), которое в это время года все покрыто чудесными желтыми цветами, срезается и его ствол становится святым символом поклонения, вокруг которого проводят определенную церемонию. Эсала Перахера берет свое название от этого дерева Эсала вместе с самой церемонией. Сейчас в качестве дерева Эсала используют дерево Джек или Руккатана, выделяющте белый сок на срезе. Это сок является символом процветания. Другая версия возникновения этого праздника приписывается принцу Виджая и его соратникам, являющимися основателями современного народа страны и приехавшим на Шри Ланку в 5 веке до н.э.
Перахера переводится с сингальского, как "праздничное шествие". В своем современнном виде Эсала Перахера сформировалась в 1775 году при короле Кирти Шри Раджасингхе. Изначально эта церемония включала в себя 4 индуистские Девале Перахеры, поскольку индуизм оказал большое влияние на Буддизм и, к тому же, супруга короля была южноиндийской принцессой. Однако, чтобы не вызывать нареканий буддистов, удивлявшихся, каким образом в стране истинного Буддизма проводится индуисткое шествие, король поместил во главу процессии слона, несшего буддистскую реликвия - священный Зуб Будды.
Итак в первый день новой луны выбирается капурал – самое важное лицо процессии. Он находит дерево Эсала и сезает его. Ствол разделяет на 4 части, каждая из которых устанавлиявается как символ праздника в 4 Девале (Индуистских Храмах): Натхе (Будде в предстоящем новом рождении), Вишну, Сканде и богине непорочности Паттинн. Теперь 5 дней церемонии проходят внутри храмов, а на 6 выходят на всеобщее обозрение.
Первая Перахера, начинающаяся на 6 день, носит название Кумбал Перахера по напоминающему муравейник холму, в который устанавливается дерево Эсала. Натоятель Далада Малигавы одевает белые одежды и участвует в процессии. Каждый день количество слонов, принимающих участие в празднике увеличивается, делая перахеру более красочной. Кумбал перахера длится 5 ночей, а затем наступает время Рандоли Перахера. Рандоли переводится как паланкин королевы. До 1775 года паланкин всегда несли рядом со слонами, однако по мере того, как значение праздника увиличивалось, король Кирти Шри Раджасингхе постановил, что паланкин должен следовать в конце процессии. Во время царствования сингальских королей, сам король со своей свитой принимал участие в Рандоли Перахера, которая так же продолжается 5 ночей.
На десятую завершающую ночь происходит Маха Перахера, где количество участвующих в процессии слонов, танцоров, барабанщиков достигает своего аппогея. С раннего утра десятки тысяч паломников из самых отдаленных мест стекаются в Канди, чтобы заранее занять место на тротуарах тех улиц, где ночью пойдет процессия. Билеты на деревянные трибуны, стоят несколько десятков долларов. Все деревья украшают горящими разноцветными лампочками, а из громкоговорителей доносятся молитвы, котрые внутри храма читают монахи. В девять вечера, когда на небе появляется луна, со стороны храма доносится пушечный выстрел.
Из темноты возникает шеренга мужчин в белых одеяниях, которые одновременно щелкают бычьими хлыстами, отгоняя злых духов. Впереди с факелом в руке идет карлик. Затем на высоких ходулях проходят жонглеры, подбрасывая вверх горящие кокосовые орехи. Вслед за ними движутся знаменосцы с флагами, на которых изображены львы, слоны, павлины. Начинают греметь барабаны, слышен звук флейт. Затем появляются представители касты "оли", не имеющие права носить верхнюю одежду.
На их головах колышутся уборы из перьев, голые тела пестрят украшениями, а к ступням привязаны бубенцы. Наконец выступают слоны - увешанные горящими разноцветными лампочками, в расшитых золотыми нитками попонах, с серебряными наконечниками на клыках. На спине первого лежит свиток из листьев талипотовой пальмы, где перечислены все победы и подвиги кандийских правителей. На втором восседает главный махаут (начальник царских сановников), держа в руках символ власти - серебряный багор. И только на третьем, самом крупном, слоне под шелковым балдахином, в блестящем поколоченном ларце покоится Зуб Будды. Слон, который несет священную реликвию так же почитается священным. В Канди есть музей, где находится чучело первого слона, более сотни лет носившего на своей спине Зуб Будды.
Следом идут музыканты, играют боевой марш сингалов, звенят тамбуринами, колотят в барабаны и извлекают различные звуки из морских раковин. За ними в бархатной куртке, расшитой камнями, в окружении охраны, под огромным зонтом величественно движется главный староста (ниламе) храма Далада Малигава. Это внушительное шествие продолжается четыре часа. По окончании же его народ начинает плясать и запускает в небо фейерверки. Продажа спиртного в эти дни строжайше запрещена буквально по всей стране.
Ранним утром Перахера завершается церемонией разрезания воды. Она символизирует память победе Бога Катарагамы над демонами, во время которой мечь Бога, испачканный в крови, очищается. На середину реки выплывают лодки, в которых сидят представители всех храмов. На поверхности воды очерчивается магический круг, глава храма Катарагамы священным мечом Бога рассекает озеро и погружает в него кувшин, черпая свежую воду. Каждый Девале наполняет кувшин, который будет закрыт и помещен в храм до следующего праздника. Считается, что вода в кувшине обладает магической силой.
После окончания торжественной церемонии площадь перед храмом обычно бывает усеяна спящими людьми и слонами.
Распиание Эсала Перахера в 2009 году
Кумбал Перахера 27 – 31 июля 2009 г.Рандоли Перахера 01 – 05 августа 2009 г.
Маха Перахера 05 августа 2009 г.
Церемония разрезания воды 06 августа 2009 г. Если вы хотите получить более подробную информацию, посетите сайт Далада Малигава daladamaligawa.org или www.sridaladamaligawa.lk.
Все желающие могут еще успеть купить билеты, заказать тур в Шри Ланку у вашего оператора и своими глазами увидеть это грандиозное шествие.
Спецпредложения авиакомпаний
19.11 | Air Arabia | Москва - Коломбо | от 36 552 руб |
30.10 | Аэрофлот | Москва - Коломбо | от 60 693 руб |
09.10 | Air Arabia | Москва - Коломбо | от 41 329 руб |
02.10 | Gulf Air | Коломбо - Москва | от 59 626 руб |
02.10 | Gulf Air | Москва - Коломбо | от 59 626 руб |
29.09 | Air Arabia | Казань - Коломбо | от 15 253 руб |
29.09 | Air Arabia | Екатеринбург - Коломбо | от 16 128 руб |
15.09 | Air Arabia | Екатеринбург - Коломбо | от 54 205 руб |
13.09 | Jazeera Airways | Коломбо - Москва | от 45 507 руб |
13.09 | Jazeera Airways | Москва - Коломбо | от 33 777 руб |
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах