← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Явление Зуба народу

Современного человека трудно чем-либо удивить. Глядя на экран телевизора, мы скачем вокруг костра вместе с папуасами Новой Гвинеи, бежим от разъяренного быка по узкой улочке испанской Памплоны, целуем красавицу-мулатку на карнавале в Бразилии и посылаем соперника в нокаут на олимпийском ринге Атланты. Не забывая при этом потеплее укутаться пледом, выпустить струйку дыма колечками и равнодушно отхлебнуть глоток вечернего чая с молоком.

Только увиденное собственными глазами способно по-настоящему потрясти и остаться в памяти навсегда.

Мне в этом смысле повезло. Цейлонская туристическая фирма Connaissance de Ceylan предоставила возможность побывать на фестивале Перахера (в переводе - шествие), который проводится один раз в год в городе Канди, в самом центре Шри-Ланки. Именно здесь, в специально построенном храме Далада Малигава, находится самая священная буддийская реликвия - Зуб Будды.

Будда родился в Непале, в местечке Лумбини, на 623 года раньше Иисуса Христа. В процессе медитации он достиг просветления, пошел по стране, проповедуя свое учение, и умер в возрасте 80 лет. Как гласит легенда, в момент кремации земного тела Учителя один из его учеников выхватил из погребального костра Божественный Зуб. В течение восьми веков раритет хранился в Индии, но в 361 году дочь правителя Калинги принцесса Хемалатхи привезла его на Цейлон, спрятав в собственных волосах. С тех пор было много охотников похитить, уничтожить или подменить Зуб, но все попытки оказывались тщетными, а святое сокровище чудесным образом каждый раз снова и снова возникало на Цейлоне.

Вот что пишет посетившая в 1890 году храм Далада Малигава русская путешественница княгиня Щербатова: "Войдя в алтарь, мы увидели большой стол, ярко освещенный множеством свечей, посреди которого под стеклянным колпаком возвышался ковчег - карандува. Внутри него помещаются один в другом шесть таких же ковчегов, все из чистого золота, а последний из них весь украшен драгоценными камнями и содержит знаменитый Зуб".

Скептики, конечно, сомневаются в том, что он действительно когда-то находился во рту Благословенного. Впрочем, подлинность - понятие относительное, и измерять этим качеством ценность вещей могут только самые закоренелые материалисты. Настоящие буддисты знают, что обладание этим предметом дарует возможность видеть низкое и благородное, проникать взором в грубые и нежные уровни существования, предвидеть последствия как своих собственных мыслей и действий, так и других существ Вселенной. Увидеть же его не может никто. Исключение делалось только для самых выдающихся людей: например, для английской королевы Елизаветы или для советской космонавтки Терешковой. Только один раз в год, в конце месяца эсала (июль-август), в ночь полнолуния, Зуб выносят из храма и сопровождают торжественной процессией с участием представителей государственной власти, танцоров, музыкантов и слонов. Это связано с тем, что когда-то давно, в такую же полнолунную ночь, в страшной битве грозный бог Вишну победил крылатых демонов-асуров.

В этом году Перахера состоялась в ночь с 30 на 31 июля.

Тысячи паломников собрались с самого утра и заняли места прямо на тротуарах с двух сторон вдоль улицы, по которой ночью пойдет процессия. Справа по ходу они прижимаются спинами к стенам домов, а слева - к зубчатому заборчику, ограждающему озеро. На жаре приходится сидеть целый день - иначе просто не достанется места. Вернее, нормальные места есть - сколоченные из досок длинные ступенчатые трибуны с расставленными на них стульями. Но - только за деньги. Билет стоит 30 долларов - сумма, недоступная для большинства местных жителей. При его наличии можно занимать место всего за два часа до начала, согласно обозначенной нумерации. А самая удобная точка для обзора - украшенный гирляндами живых цветов балкон отеля Queens, построенного в начале века англичанами. В номерах - мебель колониальных времен, над кроватями - антимоскитные сетки, а умывальные раковины снабжены двумя кранами - для холодной и для горячей воды по отдельности. Но чтобы попасть в эту гостиницу во время Перахеры, нужно заказывать номер за месяц. Конечно, Connaissance все предусмотрел.

На балкон Queens-отеля я, правда, не попал. Там сидела президент Шри-Ланки Чандрика Кумаратунге. Секьюрити проверяли содержимое сумок постояльцев, заглядывали в урны и в пепельницы. Усиленные меры предосторожности объяснимы: три года назад на массовом мероприятии местные террористы убили предыдущего президента страны Ранасингхе Премадасу. А еще раньше расправились с мужем Чандрики Виджаем Кумаратунге. До этого убрали ее отца, бывшего премьер-министра Цейлона Соломона Бандаранаике.

Вообще во время проведения Перахеры в городе очень много военных. Скопление множества людей в полной темноте, применение пиротехники и участие в процессии до сотни слонов таит большую опасность. Однажды случилась жуткая трагедия. Слон по имени Раджа наступил на тлеющий фитиль и стал метаться, обезумев от боли. Люди бросились врассыпную. Солдаты открыли огонь на поражение, но попали в животное не сразу. Было много жертв. Причем слон сбил только двух человек, остальные пострадали в давке, утонули в озере или попали под шальные пули. Подобный же случай произошел совсем недавно в Коломбо. Кто-то из "новых ланкийцев" решил устроить пышную церемонию. Среди четырех слонов, принимавших в ней участие, оказалась одна самка. По недосмотру устроителей, как раз в это время у нее была течка. Трое перевозбудившихся самцов покалечили людей, пытавшихся их успокоить.

За два часа до начала церемонии все платные места были заняты. На деревьях горели разноцветные лампочки и висели мальчишки. Из громкоговорителей транслировались мантры, которые монотонно читали монахи где-то внутри храма. По улице проехала поливальная машина. За ней бежали добровольцы с щетками и терли асфальт. В воздухе висело ожидание какого-то важного и значительного события. Зажглись фонари.

Сначала из темноты появилась шеренга мужчин в белых одеяниях. Они одновременно остановились и резко взмахнули бычьими хлыстами. Раздался оглушительный щелчок - участники ритуала отгоняли злых духов. Самым первым шел карлик полуметрового роста.

Затем двинулись жонглеры. Некоторые были на ходулях. Они подбрасывали не цирковые булавы, а горящие пламенем кокосы. Такого количества взлетающих и падающих огней я в жизни не видел никогда. За жонглерами шли знаменосцы с разноцветными флагами, символизирующими всемирное братство буддистов, потом - танцоры в сверкающих украшениях, браслетах и поясах, надетых на голое тело. К их ступням были привязаны бубенцы, а на головах надеты уборы вроде нимбов. Оказавшийся рядом со мной журналист местной газеты объяснил, что это представители низшей касты - "оли", не имеющие права носить верхнюю одежду.

Наконец показались слоны - увешанные горящими лампочками, в расшитых золотыми нитками попонах, с серебряными наконечниками на клыках. На спине первого лежал свиток из листьев талипотовой пальмы, на котором перечислены все победы и подвиги кандийских правителей. На втором восседал главный махаут (начальник царских слоновников), держа в руках символ власти - серебряный багор. А на третьем, самом крупном слоне, под шелковым балдахином, в блестящем позолотой ларце, покоился сам Зуб.

Следом шли музыканты. Они играли "гаман хевеси" - боевой марш сингалов: звенели тамбуринами, били в барабаны, дудели на флейтах и извлекали звуки из морских раковин. А за ними, в бархатной куртке, расшитой камнями, в окружении охраны, под огромным зонтом, величественно двигался главный староста (ниламе) храма Далада Малигава.

Вся эта церемония представляла только один храм. А в Перахере кроме Далада Малигава принимают участие еще четыре храма: посвященные богам Натхе (Будде в предстоящем новом рождении), Вишну, Сканде и богине непорочности Паттини. На Цейлоне буддизм очень тесно переплетен с индуизмом.

В общем, вышеописанное повторилось еще четыре раза. Шествие продолжалось три часа. А после его окончания народ пустился плясать и запускать в небо фейерверки. Ни одного пьяного на улицах не было. Мало того, что буддисты и так почти не пьют, во время праздника еще и строжайшим образом запрещается продавать спиртное. Даже в отеле, где живут одни европейцы, мне не удалось раздобыть бутылочку пива.

На рассвете площадь перед храмом была похожа на картину "Поле Куликово". Повсюду прямо на траве вповалку спали люди и слоны. Над ними кружились местные вороны - карикатурно маленькие, но очень наглые. Монахи тянули свою бесконечную мантру. Распустив волосы, у фонтана умывалась девушка. Цветочник раскладывал головки лотосов и жасминов - будущее подношение к алтарю.

И тогда я понял: только ради этих пятнадцати минут между сумерками и восходом солнца уже стоило ехать сюда, за восемь тысяч верст от родной редакции. Хотя бы затем, чтобы однажды вдохнуть этот запах, эту плотную смесь из жасминов, слонов и горелых кокосов. Не передаваемую никаким телевизором.

Смотрите также

Спецпредложения авиакомпаний

14.04 Gulf Air Москва - Коломбо от 38 278 руб
08.04 Azur Air Москва - Коломбо от 12 087 руб
03.04 Air Arabia Москва - Коломбо от 59 302 руб
04.03 Etihad Москва - Коломбо от 42 619 руб
03.03 Jazeera Airways Москва - Коломбо от 31 066 руб
21.02 Россия Москва - Коломбо от 34 484 руб
09.01 China Eastern Москва - Коломбо от 57 036 руб
Анонс самых интересных материалов

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах