← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Ночная романтика на ратраках

Вот тебе и французский кантон в Швейцарии - в Вербье на всю бригаду ратратчиков из 35 человек нашелся только один, кто говорил по-английски. Хотя удивляться тут в общем-то не чему: ни журналисты, ни тем более гости курорта особым вниманием этих отважных людей не балуют. Я вообще, похоже, был первым, кто напросился поратрачить склон вместе с профессионалом, чем вызвал легкую панику в офисе по туризму - что со мной делать, было не очень понятно, где искать англоговорящего ратратчика - тем более. В общем, компании Televerbier, обслуживающий канатные дороги и склоны Вербье, пришлось поднять досье всех своих сотрудников, чтобы найти Ксавьера Мишо. Обаятельного, смешливого, открытого парня, род занятий которого едва ли вязался с его натурой.

Трассы готовят ночью, в ратраке только водитель, он же - профессиональный "снегоукладчик". Вокруг тьма и тишина, лишь изредка прерываемая сообщениями диспетчера, а под тобой машина, похожая на робота-трансформера и игровую приставку Playstation за 300 тысяч евро, в которую играешь в одиночку. Ты сам по себе. Ксавьеру такое положение дел, впрочем, нравится - он любит и ночь, и тишину, и горы, и даже одиночество. Жалеет только, что рассвет больше не встречает на работе: раньше трассы подготавливали и утром с 4 до 9, а потом решили, что снегу нужен 8-часовой отдых перед "рабочим днем" и переключились на вечерние и ночные смены. Ксавьер работает с 17.30 до 20.00 и иногда выходит в ночную - с 20.00 до 4 утра.


Про машину свою рассказывает как про любимую игрушку. "Тут у меня джойстик для переднего ковша, здесь - для заднего. Ими мы возвращаем на место снег, который лыжники "стаскивают" с трассы за день. Они регулируются по глубине груммера, скорости вращения, углу закрылок и еще куче параметров. А вот мой touchbook", - показывает на что-то вроде ноутбука с GPS, по которому диспетчер в любой момент может увидеть, в каких кустах застрял Ксавьер, и спросить, почему тот бьет баклуши. На деле прибор, конечно, несет в себе и более важные функции: замеряет все исходные показатели трассы, подсказывает, что с ней делать. Один ратрак в Вербье оснащен сонаром и ползает по всем трассам, замеряя глубину снега под собой, и транслирует эту информацию всем машинам, чтобы их водители знали, куда нужно подсыпать, а где только чуть утюжить. Оптимизация расходов, будь она не ладна!

Работают ребята на двух типах машин: обычный ратрак и ратрак с "винчем". "Винч" имеет все те же насадки спереди и сзади, которыми, наверное, можно и снеговика вылепить, управляя этими ковшами из кабины. Но есть у него и еще одна важная деталь на кузове - мощнейшая лебедка, способная на тросе тащить всю махину вверх по крутому склону или, наоборот, придерживать эту каракатицу на спуске. Спрашиваю: "Наверное, все хотят на "винч"? - Не, это как ездить на большом "Мерседесе" или маленьком "Фиате" - каждому свое. Но вообще, чтобы управляться с "винчем", нужен большой опыт работы на ратраке именно с лебедкой (чтобы просто управлять ратраком достаточно обычных водительских прав). И "винч" в отличии от обычных ратраков, которые могут гладить трассу хоть втроем, работает только один".

Уклон или градус трассы не имеет для ратрака практически никакого значения, если есть "винч" и специально оборудованные на верхних границах трасс балки и якоря, чтобы зацепиться за них лебедкой. Ремни безопасности на такой трассе обретают новый смысл и зачастую попросту не дают тебе выпасть с кресла в огромное лобовое стекло на спуске. В какой-то момент, когда мы работали на "винче" и казалось, что земля вот-вот ударит по лбу, я уже просто не мог не упираться в него ногами. Попросился выйти, чтобы посмотреть на это со стороны и чуть подышать - от ползания вверх-вниз уже немного мутило.

Светящееся всеми прожекторами чудовище, "висящее" на троссе в 800 метров на каком-нибудь 30-градусном склоне - зрелище настолько поразительное, что посмотреть на это весной выползают из снега даже просыпающиеся местные мармоты, над которыми умиляются все без исключения.

А вот "бестолковых лыжников", гоняющих по ночам по свежеприготовленным трассам с фонарями на шлемах, ратратчики недолюбливают. "Мало того, что практически в душу гадят, расписывая только что сделанную трассу. Они же жизнью рискуют, сами того не подозревая", - говорит Ксавьер. Офисные работники, которые заканчивают в шесть, ужинают и на скитуре поднимаются вверх, чтобы спуститься разок перед сном, в буквальном смысле рискуют головой, "пролетая" мимо работающего на склоне ратрака с "винчем". Не заметить натянутый стальной трос в темноте на скорости - плевое дело.

"Самое тяжелое, - говорит Ксавьер, - работать в туман или шторм. Не видно ничего даже с прожектором, и подсыпает все время. В снегопад можно начать ночью и до полудня следующего дня ползать". Видимо, именно такая ночью ему и предстояла. Когда мы закончили и выбрались обратно к верхней станции на Савольер, сильно снежило и диспетчер просил Ксавьера подождать еще полчаса наверху, посмотреть не утихнет ли снегопад. Меня Ксавьер посадил в вагончик канатки, который вытолкал на линию, завел ее и толкнул кабинку. "Спать не ложись пока - позвоню, если останусь утюжить! Подымешься и поболтаем еще", - кричит мне вслед. А я машу рукой и думаю: "Вот ведь повезет, если в самом деле останется! Ночь, тишина, горы вокруг..."

Смотрите также
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов
Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Документы для биометрического паспорта