← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Русский дервиш Туниса

Однажды в центральном холле Торговой палаты города Туниса я увидел большое настенное панно. В правом нижнем углу полотна прочитал имя и фамилию автора - Александр Рубцов. Как выяснилось, этот талантливый художник прожил большую часть своей жизни в Тунисе и оставил значительный след в его художественной культуре.

Рубцов родился в Петербурге в 1884 г., блестяще учился в Императорской Академии художеств. В 1912 г. академия наградила студента Большой премией и предоставила четырехлетнюю командировку в любую из стран Средиземноморья. К этому времени несколько его картин приобрел Эрмитаж, и начинающему живописцу предсказывали большой успех.

Во время своей командировки Рубцов заехал в Тунис, да так и остался навсегда в этой североафриканской стране. В 1915 г. в доме под номером 33 на улице Аль-Джазира в городе Тунис появился новый квартиросъемщик - высокий человек с окладистой бородой каштанового цвета. Пристанищем петербуржца стал полуподвал-студия, в котором он жил и творил до конца своих дней.

Объясняя выбор местажи-тельства, Александр Рубцов писал в своем дневнике: "Яркость солнца, изысканная световая гамма, сочетающая вечную зелень с охрой пустыни и оттенками морской бирюзы, пленили мое воображение". Тунис стал тем, что искал художник, - идеальным уголком для творчества, которому он был фанатично предан.

А работал он жадно, не покладая рук. Пожалуй, нет жанра, в котором мастер не проявил бы себя. Множество пейзажей, натюрмортов, акварелей, портретов, иллюстраций для книг, рисунков для газет.

"Да, это был человек, глубоко поглощенный своим трудом" , - говорила мне 92-летняя Анастасия Александровна Ширинская, которая лично знала художника. Она живет в Тунисе с 1920 г. и, похоже, единственная, ныне здравствующая представительница первой волны русских эмигрантов, приехавших в Африку вскоре после Октябрьского переворота. "Помню, что он был человеком стеснительным, даже замкнутым, мало общался с русскими - членами нашей небольшой колонии, постоянно бывал в разъездах".

Действительно, художник много путешествовал по Тунису и по европейским странам. В Париже и Лондоне прошло пять его персональных выставок. Кроме того, он неоднократно участвовал в различных международных салонах, не говоря о том, что был одним из столпов Тунисского салона живописи, который существовал почти век.

Живописца приглашали в гости многие здешние знатные люди - тунисцы и европейцы, и он охотно писал портреты взрослых и детей. Это было для него единственным способом заработать хоть на пропитание. Всю жизнь он был бессребреником, о его безразличии к деньгам и комфорту ходили легенды. Своим соседям он запомнился тем, что носил скромную одежду черного цвета, зимой и летом ходил в сандалиях на босу ногу. За это его окрестили русским дервишем.

Многим любителям и коллекционерам, желавшим купить его работы, он отказывал и не из-за кокетства. В своем дневнике Рубцов записал, что не мыслит искусство за деньги: "В моем доме ничегошеньки нет, кроме картин и набросков, да к тому же меня недавно ограбили, унесли последнюю одежду. Но в работе мне не изменяет хорошее настроение".

Он писал в реалистической манере, не увлекался разными модными модернистскими течениями. Может быть, поэтому никто из иностранных художников так точно и правдиво не смог передать особенности природы и архитектуры Туниса, образы его людей. Недаром художник считал самой большой наградой для себя то, что на одной из международных выставок в Париже президент Франции долго восхищался портретом арабской женщины, который принадлежал кисти Рубцова.

Художник достиг настоящего совершенства в серии своих так называемых "народных портретов" , которые критики называют еще "этнографическими". Под ними художник обычно подписывался по-арабски - "Искандер Рубцофф". Он создавал их во время своих частых странствований по Тунису. "Русский дервиш" добирался до далеких сахарских оазисов, где, пристроившись под сенью пальм, делал наброски бедуинов, торговцев, завсегдатаев старинных мавританских кофеен.

"Счастлив Тунис, - писал один из французских исследователей творчества Рубцова, - а его нравы, пейзажи, дома и одежды донесены из античных времен, воспроизведены и переданы человеком - уроженцем далекой России".

Получив признание еще при жизни, Рубцов оставался требовательным к себе до конца своих дней. Создав многие сотни полотен, он на склоне лет сокрушался в своем дневнике, что, дескать, так и не научился "по-настоящему рисовать". Прожив многие годы в Тунисе по сути отшельником, художник закончил свою жизнь в полном одиночестве. В 1949 г. тяжело больным Рубцов попал во французский военный госпиталь. В последние часы своей жизни, уже без сознания, он говорил только по-русски, и никто из окружающих не мог его понять.

Кучка немногочисленных друзей из русской колонии провожала его в последний путь. Его гроб покрыли российским военным флагом с одного из кораблей Черноморской эскадры, которая закончила свой путь у тунисских берегов в середине 20-х гг. Похоронен Рубцов на христианском кладбище, в "русском углу".

После кончины Рубцова осталось около 3 тыс. картин, рисунков и других работ. В Тунисе его считают тунисским художником, меценаты установили премию его имени, существует международная Художественная ассоциация Рубцова, популяризирующая его творчество.

Недавно я познакомился с одним из известных тунисских предпринимателей Мухаммедом Аль-Амури. "Магом отдыха и пионером культурного туризма" называют в прессе этого человека, у которого в жизни две страсти - турбизнес и коллекционирование живописи. В конце 70-х гг. М.Аль-Амури открыл свой первый довольно скромный трехзвездочный отель, а затем удачно "раскрутился" и сейчас владеет сетью самых престижных в стране отелей под общим названием "Гасдрубал".

Секрет успеха, по словам моего собеседника, в том, что он сделал ставку не только на безукоризненный комфорт и удобства для туристов, но также и на эстетическую сторону отдыха. Еще на заре своего бизнеса Аль-Амури потратил два месячных заработка для покупки картины местного художника, которая положила начало его любительской коллекции.

По мере роста благосостояния бизнесмена его коллекция росла за счет работ как местных, так и иностранных художников самых разных школ и течений. Он решил украсить ими комнаты, стены и салоны своих гостиниц. Крупнейшая из них - "Гасдрубал-Жасмин" , расположенная в курортном местечке Хаммамет, ныне выглядит настоящей художественной галереей. В ней около тысячи картин, как оригиналов, так и копий. А по краям бассейнов, где гости принимают водно-лечебные процедуры, установлены мраморные скульптуры на древнегреческие и древнеримские сюжеты.

Эта единственная в своем роде галерея-отель привлекает многочисленных иностранных гостей, в том числе из России. Есть в ней и работы Александра Рубцова. "В моем собрании две картины этого мастера, без которого трудно представить современную тунисскую школу живописи, - сказал известный предприниматель. - Художник умер в одиночестве, его богатое наследие разошлось по многочисленным рукам, оказалось в разных странах. Правда, есть международная Художественная ассоциация его имени, пытающаяся собрать сведения о работах мастера и о том, где они находятся. Время от времени в Тунисе и Франции выходят работы, рассказывающие о его жизненном пути и творчестве. Кстати, я с удовольствием участвовал в спонсировании издания двух альбомов, посвященных Рубцову. Творчество этого мастера, отдавшего свой талант Тунису, созвучно нашей душе. Его работы помогают сближению наших народов и стран".

Смотрите также
Анонс самых интересных материалов

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах