Велодоpоги Туpции
Еще десять лет тому назад на велопутешественников, вернувшихся из зарубежной Европы, смотрели почти как на космонавтов. Сегодня такие поездки становятся все более рядовым явлением. Раньше велотуристы из центральных районов России устремлялись в основном на Кавказ и в Среднюю Азию. После того как упал "железный занавес", а на нашем юге стало неспокойно, приверженцы двухколесных экипажей обратили вожделенный взгляд на дальнее зарубежье.
К сожалению, до настоящего времени турфирмы не уделяли должного внимания тем, кто хотел бы отправиться в вояж за границу на велосипеде. Для них это дело незнакомое и даже настораживающее. Кто они, эти люди на велосипедах? Спортсмены или отдыхающие? Какой-то особый сервис им требуется? И куда их может занести на своих колесах? И не дай Бог что случится?
На волне этой растущей, но неудовлетворенной потребности в Москве родилось велотуристское объединение "Русский клуб велопутешествий". Ниже мы предлагаем вниманию читателей своего рода отчет об одной из поездок, организованных клубом, - о поездке по античным городам Средиземноморья.
* * *
В Москве уже который день шел дождь. И потому мы, шестеро велосипедистов, с тем большим нетерпением и надеждой на теплое будущее улетали на разведку побережья Средиземного моря, в далекую-близкую Турцию. Древние греки и римляне, Эфес и Милет, теплое Средиземное море, Александр Македонский и павший где-то там его конь Буцефал - мысли, ассоциации, образы мелькали в голове командора как пейзаж за иллюминатором самолета.
Приземлившись мы отправились в сторону пляжа Лара в пригороде Анталии. Наша цель - кемпинг Хузур. Первое открытие - неприятное. Кемпинг потихоньку "сворачивается". Не обнаружив хозяев, мы поставили палатки по принципу "подальше от входа - поближе к морю". Но в полночь... "Проблем, проблем", - раздалось в наших сонных головах. Двое молодых турок из обслуги кемпинга пытались нам объяснить с помощью жестов и десятка английских слов, что наши палатки стоят "нехорошо" и утром хозяин будет ругаться. Наверное, с обслугой можно было бы договориться, обладай мы хоть элементарным знанием местного языка. Но чего нет - того нет. И, поскольку очень хотелось спать, мы решили, что "дешевле" понять язык жестов, и перебрались на специально отведенные площадки для палаток.
Первый вывод: даже в цивилизованной Анталии, не говоря уже о турецкой глубинке, возникают проблемы языкового общения с населением, поэтому необходимо брать с собой русско-турецкий словарик и разговорник.
* * *
Утром как дорогих гостей хозяин кормил нас бесплатным завтраком, а потом была Анталия: цветы, сладкие запахи, кривые узкие средневековые улочки с бесчисленными магазинчиками, торгующими кожаными шмотками, сувенирами, восточными сладостями; сутолока машин и людей, красивая гавань с парусными кораблями.
Приобретя необходимые продукты и недостающее снаряжение, на следующий день мы вышли на маршрут. И начался подъем в горы. Первые километры - и первые, но, увы, не последние, разрывы покрышек и проколы камер. Турецкие дороги по качеству покрытия сродни российским, очень часто асфальт залит мелкими камушками, доставляющими неприятности велосипедистам. Когда идет многокилометровое торможение, тонкая и некачественная резина быстро изнашивается. Купить же новую, тем более на 27 или 28 дюймов, как показал наш опыт, задача весьма непростая.
Второй вывод: резина на велосипедах должна быть новой (пройти до 500 км). Надо иметь не менее двух запасных камер. Трубки и тонкая клинчерная резина противопоказаны.
* * *
И вот первый античный город - Термессос, расположенный на высоте 1050 метров. Живописны руины этого когда-то очень крупного города (во II-III веках до нашей эры в нем проживало до 150000 жителей): великолепный греческий театр на 4200 зрителей, агора, мавзолей, храмы, саркофаги и уникальный водопровод. Александр Македонский безуспешно пытался взять этот город. Утомленные подъемом к древним развалинам, мы решили, что Александру Великому было просто лень лезть на такую высоту.
Встречные и попутные машины салютуют нам гудками, притормаживают на подъемах и с восточным радушием предлагают подвезти. Велотуристы для жителей Турции - все-таки западная экзотика. Они таким никчемным делом не занимаются. Другое дело - съездить на турецком байке в магазин, а то и привезти на нем что-нибудь посущественнее, например, ягненка или козленка. "Хелло, хелло", - кричат нам местные детишки и долго машут вслед. Приятно.
Прошли четыре горных дня, и мы - в одном из самых известных мест Турции, в Памуккале. Подъезжая к нему, мы неожиданно увидели сверкающие белизной скалы, будто покрытые снегом или хлопком с окрестных полей. Термальный источник, богатый кальциевыми солями, за многие тысячелетия намыл потрясающей красоты террасы. Подземные горячие воды выходят на поверхность в центре Иерахполиса. Когда-то здесь купались и лечились древние римляне. Ты погружаешь свое уставшее тело в теплую прозрачную воду, под тобой на дне лежат белокаменные колонны, статуиЕ
На восьмой день мы наконец спустились к Эгейскому морю и попали в античный Эфес. Это был один из самых крупных ионийских городов Малой Азии, где по преданию когда-то жили амазонки. Он был основан еще во втором тысячелетии до нашей эры на берегу залива Эгейского моря, но за прошедшие тысячелетия море далеко отступило от древних стен города. Эти стены видели героев Эллады и лидийского царя Креза, персов и Александра Македонского, древних римлян и апостола Павла; здесь Иоанн Богослов написал свое Евангелие и Апокалипсис, умерла Богоматерь. По дороге из Сельджука к римскому Эфесу мы заехали в стоящую на высоком холме базилику апостола Иоанна, где находится могила святого. Отсюда открывается удивительный вид на византийскую крепость и руины одного из семи чудес света - храма Артемиды, построенного царем Крезом и сожженного Геростратом. И вот мы на улицах древнеримского Эфеса, по которым когда-то ходил сам Цицерон. Мы идем по мраморной мостовой, мимо огромного театра на 24 тысячи зрителей, агоры, неплохо сохранившейся библиотеки Цельса.
После Эфеса все прочие руины уже представлялись хотя и грандиозными, но в чем-то второсортными. Насытившись лицезрением античных памятников, нам захотелось просто теплого моря.
После знаменитого курорта Кушадасы была сказочная ночевка у развалин древнего Милета, колыбели европейской философии. Здесь жил знаменитый математик Фалес - единственный профессор первого в мире университета. Великий Гомер неоднократно упоминал этот легендарный город в своих творениях.
А дорога шла все дальше и дальше по побережью сначала Эгейского, а затем Средиземного морей, "даруя" нам нелегкие подъемы и затяжные спуски. Наивные, мы думали, что в Турции есть ровные места. Увы, их нет. На маршруте были многочисленные участки, когда стандартных туристских передач 40 на 28 не хватало, и, несмотря на небольшой вес велорюкзаков, некоторые наши товарищи вынуждены были путешествовать "велопешком".
Третий вывод: нужны горные передачи, хотя бы 36 на 28 или 40-32.
* * *
Иногда десятки километров узкое шоссе шло по обрывистому берегу над самым морем: нам ничего не оставалось, как, завидев спуск, притормозить, окунуться в теплое, изумительно прозрачное море - и снова на велосипед.
Во время путешествия мы неоднократно убеждались в дружелюбии турок и даже турецких жандармов. Однажды вечером, когда, не доехав до плановой ночевки в кемпинге, мы в темноте вынуждены были остановиться в горах недалеко от деревни, наш лагерь был освещен фарами мотоциклов, и в кустах раздался звук передергиваемых автоматных затворов. Очень "приятное" ощущение... После сложного объяснения с помощью жестов и фраз типа "Руссо турист бисиклет", проверки паспортов нас... пригласили на следующий день заехать попить чайку в жандармерию соседнего городка. На следующее утро мы воспользовались восточным гостеприимством и, сидя за чашкой чая, невольно приходили к невыгодным для отечественной милиции сравнениям.
Быстро пролетели оставшиеся дни. Не всем планам удалось осуществиться. Иногда не выдерживали велосипеды, когда-то уставали люди, где-то не оправдался расчет воспользоваться морским паромом или кораблем, но главное - был проложен маршрут для будущих велопутешествий по Турции.
Ранним утром мы покидали солнечную Анталию. Самолет взял курс на Шереметьево. В Москве нас встретил дождь.
Спецпредложения авиакомпаний
20.11 | Победа | Москва - Стамбул | от 5 371 руб |
20.11 | Уральские авиалинии | Москва - Стамбул | от 8 250 руб |
18.11 | Победа | Калининград - Анталья | от 9 080 руб |
17.11 | Победа | Казань - Стамбул | от 5 985 руб |
17.11 | ИрАэро | Сочи - Анталья | от 12 630 руб |
14.11 | Southwind Airlines | Москва - Стамбул | от 16 749 руб |
14.11 | Россия | Сочи - Анталья | от 14 218 руб |
11.11 | Ред Вингс (Red Wings Airlines) | Калуга - Стамбул | от 5 430 руб |
11.11 | Ред Вингс (Red Wings Airlines) | Калуга - Стамбул | от 12 960 руб |
11.11 | Победа | Москва - Анталья | от 2 440 руб |
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах