← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Гаремный роман

Представления европейцев о гареме султана до сих пор основаны на мифах и легендах. Это понятно – не было в Османской империи более закрытого места для нескромного взгляда чужестранца, чем обитель султановых жен и наложниц. А полотна Делакруа, Энгра и книги писателей-романтиков лишь способствовали укреплению этих мифов и преувеличений. На то они и романтики, чтобы приукрашивать действительность.

На самом деле в главном гареме империи ("харам" по-арабски – запретная женская половина дома мусульманина) романтики было мало. Золотая клетка (как ни крути, а клетка!), место заточения, в котором жизнь регламентирована строгим режимом и жесткой внутренней иерархией. И эта женская тюрьма была во многих отношениях образцовой – за шесть столетий существования Османской династии у сиятельных тюремщиков было время отшлифовать правила "внутреннего распорядка" для обитательниц "Дома счастья", как называли гарем султана.

Другое дело, что отдельные "счастливицы" стихийно осваивали известные дамские хитрости, позволявшие из рабынь превращаться в повелительниц. В истории империи известен не один случай, когда султановы наложницы не только подчиняли своему влиянию господина, но и активно вмешивались в государственные дела! Впрочем, удавалось это лишь единицам – до тела, сердца и уха повелителя еще нужно было как-то добраться, что при наличии сотен конкуренток представляло собой задачу нешуточную.

Многие наложницы проводили в гареме всю жизнь, так и не увидев своего господина воочию. Большинство дам вполне довольствовалось покоем, относительным бездельем и окружающей роскошью. До начала XVI века никакого иного счастья, кроме мраморных фонтанов, бассейнов, павлинов, восточных сладостей на золотой посуде, музыки и болтовни с "однокамерницами" – и лишь в редких случаях постели господина! – для обитательниц гарема и не предусматривалось. В нем содержались исключительно рабыни. Вековая традиция иметь в гареме наложниц, а жениться на именитых дочерях соседей, прервалась во время правления султана Баязида II – его преемники стали жениться и на рабынях.

Появление в гаремах жен разбавило покой и неторопливую праздность гарема множеством проблем. Всем известно, как ладят в одной квартире свекровь с невесткой – а тут десятки, сотни хозяек – рабыни, жены, их дочери-принцессы! Для того, чтобы вся эта семейка не превратилась во взрывоопасную "коммуналку" с ее неизбежными интригами, сварами и ревностью, необходимо было создать жесткий механизм управления беспокойным "бабьим царством".

Веками выработанный кодекс поведения и распределения обязанностей в гареме по сложности и организованности не уступал воинскому уставу. На вершине семейной пирамиды единовластно царствовал султан. Вторую ступеньку занимала его мать – валиде, еще ниже располагались жены (кадын-эфенди), под ними – фаворитки, и в самом низу – обычные рабыни-наложницы (джарийе). Пирамида эта была подвижна и зыбка – любой член мини-социума мог перейти на один или несколько уровней вверх – или, наоборот, скатиться вниз.

Единственный, кто не мог изменить изначально отведенной ему социальной роли, так это сотрудник гаремной "службы безопасности" – евнух. Хотя и в их условно мужском сообществе существовала своя "табель о рангах", четко фиксирующая права и обязанности. Для большинства европейцев, привыкших относиться к евнухам с оттенком пренебрежительной иронии, наверняка станет откровением, что верхушка этой "кастрированной прослойки" обладала при дворе султана влиянием, которому завидовало большинство придворных. Так, скажем, главный евнух занимал в дворцовой иерархии третью ступень, пропустив вперед себя только первого великого визиря и главу церкви шейх-уль-ислама! Определенными правами и свободами, как ни странно, обладали и главные обитательницы гарема – рабыни!

Первые наложницы появились в оттоманском гареме в XIV веке. Чаще всего продавцами девочек на невольничьих рынках выступали их собственные родители. Сделка позволяла им разом решить три проблемы – избавиться от лишних едоков в семье, получить солидное денежное вознаграждение и обеспечить дочерям прекрасное – по общепринятым меркам – будущее. Для юных наложниц гарем становился домом, школой и местом работы. Девочек обучали музыке, этикету, грамоте, а чуть позже – специфическому искусству, которое могло понадобиться в случае, если на кого-то из них обратит внимание повелитель. Рабыни получали ежедневное денежное довольствие, а по случаю дворцовых торжеств – ценные подарки. Проблемы нарядов и косметики для них попросту не существовало – все приобреталось за счет казны.

То, что при этом наложницы оставались собственностью повелителя, пусть и обряженной в шелка и драгоценности, никого не смущало. Положение законной жены правоверного мусульманина немногим отличалось от рабского. К тому же все эти милости приходилось частично отрабатывать. И совсем не тем, что первым приходит на ум при слове "наложница". Обычно "доступ к телу" господина имели всего около десятка женщин – рабыни, фаворитки и жены; на сотни других были возложены не интимные, а скорее хозяйственные обязанности. Одна рабыня следила за церемониями и внутренним распорядком, вторая – за здоровьем "семьи", третья отвечала за "противоотравную" безопасность (все кушанья, приготовленные султану, проходили предварительную пробу), четвертая – за стирку, пятая – за процесс омовения своего повелителя, шестая – за приготовление ему кофе, седьмая – за его винные погреба... Поскольку мужчинам вход на территорию гарема был запрещен под страхом смертной казни (евнухи не в счет – а кроме того, им, как уже говорилось, хватало своих обязанностей), фактически вся работа "по дому" ложилась на плечи женщин – благо недостатка в рабочей силе не было.

Среди гаремных должностей встречаются и вовсе неожиданные – например, рабыни-главы "службы протокола" гарема, рабыни-хранительницы ключа от казны и рабыни-хранительницы большой султановой печати. Конечно, занимавшие в гаремной вертикали власти такие ответственные должности уже не были рабынями в привычном значении этого слова. Султан не только удостаивал их особого доверия, но по истечении времени давал вольную – о лучшей рекомендации для будущего жениха "освобожденная женщина Востока" не могла и мечтать.

До наших дней дошел удивительный документ XVIII века – своего рода штатное расписание гарема султана Махмуда I: винный погреб – 17 рабынь, обслуживание принцев – 72, иные хозяйственные работы – 230. И лишь 15 рабынь официально числились фаворитками султана! После этого расхожие представления о гареме как о нескончаемой любовной оргии теряют всякий смысл. Султан, хотя и превозносился придворными подхалимами до небес, богом все-таки не был – а смертный мужчина удовлетворить всех своих подопечных дам не мог при всем желании. Поэтому для большинства обитательниц гарем оставался тюрьмой в одном смысле – как ограничение на их сексуальную жизнь.

Но удивительно другое. По прошествии девяти лет любая рабыня, которую султан так и не пригласил разделить с ним ложе, имела право покинуть свою клетку! Таких "неохваченных мужским вниманием" бедолаг султан обычно наделял приданым, дарил дом и даже подыскивал мужа. Правда, этим правом пользовались далеко не все – безбедная жизнь в гареме многих устраивала. И женщины, как это часто бывало не только в Оттоманской империи, добровольно длили заточение, предпочитая его сложностям жизни на свободе. Тем более что у оставшихся никто не отнимал их шанса "выбиться в люди" в гаремной иерархии – стать фавориткой, а там, глядишь, и выскочить в султановы жены! Обычно султан выделял восемь рабынь – четверых назначали постоянными служанками в его личных покоях, а еще четверых возводили в ранг фавориток (гюзиде), чья "служба" протекала исключительно в опочивальне повелителя. Та гюзиде, с которой султан собирался провести ночь, получала от него дорогой подарок, еще один ждал ее поутру – в случае, если повелитель оставался доволен. Забеременевшую фаворитку переводили в разряд "счастливых" (икбал), а после рождения ребенка ее ждало еще большее женское счастье – официальный титул жены.

Любопытно, что от ограничений на личную жизнь были несвободны даже султаны. Так, ночь с пятницы на субботу они были обязаны проводить только с одной из жен. А недождавшаяся приглашения три пятницы кряду имела право обратиться к судье за защитой попранных прав. У повелителей Оттоманской империи по закону было от четырех до восьми жен, и во избежание накладок одна из рабынь вела "учетный журнал", где скрупулезно фиксировала все свидания султана со своими супругами.

На протяжении веков Османы испытывали странное влечение к женам-иноверкам. Выше других ценились гордые черноволосые дочери Кавказа и полные светловолосые славянки. Многих даже не приходилось пленять: известно, что кавказские князья часто сами отправляли дочерей в султанский гарем, надеясь, что те понравятся султану и со временем станут его женами.

История сохранила имена некоторых султанш-европеек. Любимой женой Сулеймана Великолепного, в правление которого империя достигла расцвета, была Хюррем – похищенная и проданная в гарем дочь украинского православного священника Анастасия Лисовская, известная больше под именем Роксолана. Она покорила султана не только красотой, но и образованностью, написав своему супругу стихи по-арабски, – для XVI столетия достижение исключительное.

Спустя полтора века путь поповской дочки повторила француженка Эмми де Ривери, кузина супруги Наполеона Жозефины. Ее также похитили пираты, продали алжирскому наместнику, а тот подарил красавицу своему повелителю – султану Абдул-Хамиду I. Под именем Накшидиль ("Услада сердца") принявшая ислам Эмми стала его четвертой женой. А когда ее сын сам занял трон в стамбульском дворце, Накшидиль-Эмми приняла титул валиде – "королевы-матери". Вот так они и жили долгие шесть столетий – султаны и их многочисленные семейства.

Конец всему этому положила Первая мировая война. Турция вступила в нее на стороне Германии и после поражения была оккупирована державами Антанты. В стране началась революция под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка. Когда победившие революционеры вступили в Стамбул, их ждал пустой султанский дворец. Последний из Османов бежал на британском военном корабле, а все его жены, дочери, фаворитки, рабыни и евнухи, лишившись своего повелителя, разбрелись кто куда.

Там же, в султанском дворце, в марте 1924 года была провозглашена Турецкая республика. Одним из первых законов которой стал закон об отмене института гарема.

Смотрите также
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов
Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Документы для биометрического паспорта