Автобусное сообщение в Турции: личный опыт
Основным же средством передвижения между городами являются автобусы. Комфортабельные, с встроенным монитором в переднем сидении (все фильмы на-турецком и наушники часто не работают, так что профита мало). Мальчик стюард (а там только мальчики и работают, т.к. они еще и помогают багаж грузить, а турецкие женщины "коня на скаку" останавливать не собираются, да и вообще, не пристало им работать!) один или два раза разносит напитки (чай, кофе, кола, вода) и какое-то печенье + если что, воды можно дополнительно попросить (бесплатно, конечно). В туалеты в автобусе то ли не принято ходить, то ли их вообще там нет.
Автобусные перевозки, в отличие от еды оказались в Турции дешевле, чем в Украине. От Бурдура до Стамбула - 640 км. обошлись нам в 60 лир, т.е. 276 грн (курс 4,6 к гривне), тогда как Одесса - Киев (460 км.) стоят почти столько же - 200 грн.
И при этом, бензин у них очень дорогой - почти 2 Евро. Многие ездят на газе или дизеле.
А теперь собственно замечательные детали автобусных перевозок, которые начинаешь понимать, когда с этим реально сталкиваешься:
Интернет есть не во всех автобусах. Т.е. заявлен он у многих, но в реальности за все наше 12 дневное путешествие ни в одном автобусе мы его так и не нашли; мы находили следы интернета в виде работающего wi-fi, но самого интернета там не было. Разве что мимо проходящие автобусы нас им дразнили - у них он был перебежчик! Да, но менеджер, который продавал нам билеты, клялся и божился, что интернет будет, но сутра не его смена, водитель и стюард не при делах, поэтому и спрашивать не у кого... даже не поругаешься, они все равно не говорят на английском.
Спать в ночном автобусе невозможно. Автобус останавливается каждые 2-3 часа и не для заправки: туалеты, "покурить" и поесть в 12 ночи в дорожном ресторане, это наше все. Включается свет, а иногда и радио, ВСЕ пассажиры выходят и на 20 минут остановка обеспечена.
Кстати, у всех автобусных компаний есть особая договоренность с закусочными/придорожными столовками, поэтому все остановки не случайны, а преднамеренны! ))
satinenok говорила, что от какой-то компании в такой столовке можно было бесплатно поесть (показываешь билетик и ешь), но нам так не повезло.
Багаж, какой бы он ни был, дополнительно не оплачивается. Об этом можно даже не спрашивать менеджеров, потому что они все равно не поймут или посмотрят на вас "большими глазами", это общеизвестный факт. Но проворные стюарды неприменут наварить чуток денег и могут попросить с вас дополнительных 20 лир (это обед на 2-х) "за погрузку багажа". Отличной и проверенной тактикой тут является: а) отдать все деньги женщинам, т.к. турки изначально обращаются только к мужчинам, а у мужика, "мол, у меня и денег-то нет, а девушка ушла за печеньками, давай потом на остановке"; б) тактика "мороз меня не раз спасал" :) полное игнорирование проблемы, а потом на конечной станции идешь к менеджеру компании, и тот говорит "какие деньги?!"; ну или просто падаешь на мороз. Это работает!
Каждый конкретный автобус это все время какое-то приключение: в одном были розетки для подзарядки телефона под сидением (больше этого нигде не было), а на пароме розетки вообще были в потолке; в другом, один из каналов монитора выводил на фронтальную камеру, что было очень прикольно; где-то после каждой остановки всем раздавали стакан воды, а где-то и чая не было. Интернета не было нигде - это константа :)
Да, у каждой автобусной компании есть свои персональные остановки со всей инфраструктурой. Т.е. на этот мини автовокзал заезжают автобусы только этой компании, здесь сидит один менеджер, есть туалет, кафе и кресла для сиденья. Но это совершенно не означает что вам отсюда будет легко выбраться! )) Такие станции строятся обычно в пригороде или на подъезде в город, возле аэропорта или еще в каком-нибудь труднодоступном месте. Уехать оттуда сложно по ряду причин, таких как непрерывный трафик впереди-пролегающего автобана (дорога на аэропорт) или сложной многоуровневой развязки в пригороде. Поэтому, как правило, компания предоставляется бесплатные сервисы: мини-автобус довозит пассажиров до ближайшей станции метро, в аэропорт + всегда стоят желтые такси, готовые вас отвезти куда угодно, но уйти на своих двух оттуда зачастую некуда.
У каждой компании свой набор городов, куда она ходит, что естественно. Поэтому стоит все два раза проверять, ведь понравившаяся компания может просто не идти в нужном направлении, а время на поиски уже потрачено.
Автобусы могу опаздывать и вам никто об этом не скажет и не объявит (ни менеджер, ни вокзал) и даже, когда автобус придет на нем, вполне возможно, не будет написано что он идет в ваш город (он может идти транзитом), так что все нужно уточнять у водителя или "мальчика" с багажом.
Турки обычно выписывают необходимое вам количество билетов на одно имя и то, его пишут неправильно или вообще вписывают левое имя, но зато все должны четко сидеть на своих местах.
Спецпредложения авиакомпаний
23.11 | Победа | Екатеринбург - Стамбул | от 9 060 руб |
22.11 | Southwind Airlines | Стамбул - Москва | от 7 199 руб |
22.11 | Победа | Владикавказ - Стамбул | от 10 815 руб |
22.11 | Southwind Airlines | Москва - Стамбул | от 7 501 руб |
22.11 | Southwind Airlines | Москва - Стамбул | от 16 749 руб |
22.11 | Победа | Волгоград - Стамбул | от 11 875 руб |
21.11 | Ред Вингс (Red Wings Airlines) | Калуга - Стамбул | от 5 430 руб |
21.11 | Ред Вингс (Red Wings Airlines) | Калуга - Стамбул | от 12 960 руб |
21.11 | Ред Вингс (Red Wings Airlines) | Стамбул - Калуга | от 5 530 руб |
20.11 | Победа | Москва - Стамбул | от 5 371 руб |
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах