Транспорт в Турции: личный опыт
хочу поделится опытом использования услуг турецких авиалиний.
Есть у них правило на длительные пересадки:
Вам предоставляется бесплатно гостиница и трансфер до неё и обратно в аэропорт Стамбула. Но для этого, необходимо соблюсти некоторые условия:
1.Вы должны иметь билет на оба перелета и быть зарегистрированы на оба рейса;
2.Пересадка должна длиться от 7 (для бизнес класса) или 10 (для эконом класса) до 24 часов.
Все, что ниже или равно этому времени считается недостаточным, все, что длительнее — это уже стоповер, и тоже нельзя рассчитывать на гостиницу.
3.Если есть вариант перелета по твоему направлению с более короткой пересадкой - то тебе отель тоже уже не положен,поясню:
вылет у нас был в 11.10 из Бангкока, прибывали мы в Стамбул в 17.05,и на следующий день в 11.45 у нас был рейс до конечной цели ,то есть,фактически почти 18 часов пересадки.Но имелся ещё один рейс
Основным же средством передвижения между городами являются автобусы. Комфортабельные, с встроенным монитором в переднем сидении (все фильмы на-турецком и наушники часто не работают, так что профита мало). Мальчик стюард (а там только мальчики и работают, т.к. они еще и помогают багаж грузить, а турецкие женщины "коня на скаку" останавливать не собираются, да и вообще, не пристало им работать!) один или два раза разносит напитки (чай, кофе, кола, вода) и какое-то печенье + если что, воды можно дополнительно попросить (бесплатно, конечно). В туалеты в автобусе то ли не принято ходить, то ли их вообще там нет.
Автобусные перевозки, в отличие от еды оказались в Турции дешевле, чем в Украине. От Бурдура до Стамбула - 640 км. обошлись нам в 60 лир, т.е. 276 грн (курс 4,6 к гривне), тогда как Одесса - Киев (460 км.) стоят почти столько же - 200 грн.
И при этом, бензин у них очень дорогой - почти 2 Евро. Многие ездят на газе или дизеле.
А теперь собственно замечательные детали автобусных перевозок, которые начинаешь понимать, когда с этим реально сталкиваешься:
Интернет есть не во всех автобусах. Т.е. заявлен он у многих, но в реальности за все наше 12 дневное путешествие ни в одном автобусе мы его так и не нашли; мы находили следы интернета в виде работающего wi-fi, но самого интернета там не было. Разве что мимо проходящие автобусы нас им дразнили - у них он был перебежчик! Да, но менеджер, который продавал нам билеты, клялся и божился, что интернет будет, но сутра не его смена, водитель и стюард не при делах, поэтому и спрашивать не у кого... даже не поругаешься, они все равно не говорят на английском.
Спать в ночном автобусе невозможно. Автобус останавливается каждые 2-3 часа и не для заправки: туалеты, "покурить" и поесть в 12 ночи в дорожном ресторане, это наше все. Включается свет, а иногда и радио, ВСЕ пассажиры выходят и на 20 минут остановка обеспечена.
Кстати, у всех автобусных компаний есть особая договоренность с закусочными/придорожными столовками, поэтому все остановки не случайны, а преднамеренны! ))
satinenok говорила, что от какой-то компании в такой столовке можно было бесплатно поесть (показываешь билетик и ешь), но нам так не повезло.
Багаж, какой бы он ни был, дополнительно не оплачивается. Об этом можно даже не спрашивать менеджеров, потому что они все равно не поймут или посмотрят на вас "большими глазами", это общеизвестный факт. Но проворные стюарды неприменут наварить чуток денег и могут попросить с вас дополнительных 20 лир (это обед на 2-х) "за погрузку багажа". Отличной и проверенной тактикой тут является: а) отдать все деньги женщинам, т.к. турки изначально обращаются только к мужчинам, а у мужика, "мол, у меня и денег-то нет, а девушка ушла за печеньками, давай потом на остановке"; б) тактика "мороз меня не раз спасал" :) полное игнорирование проблемы, а потом на конечной станции идешь к менеджеру компании, и тот говорит "какие деньги?!"; ну или просто падаешь на мороз. Это работает!
Каждый конкретный автобус это все время какое-то приключение: в одном были розетки для подзарядки телефона под сидением (больше этого нигде не было), а на пароме розетки вообще были в потолке; в другом, один из каналов монитора выводил на фронтальную камеру, что было очень прикольно; где-то после каждой остановки всем раздавали стакан воды, а где-то и чая не было. Интернета не было нигде - это константа :)
Да, у каждой автобусной компании есть свои персональные остановки со всей инфраструктурой. Т.е. на этот мини автовокзал заезжают автобусы только этой компании, здесь сидит один менеджер, есть туалет, кафе и кресла для сиденья. Но это совершенно не означает что вам отсюда будет легко выбраться! )) Такие станции строятся обычно в пригороде или на подъезде в город, возле аэропорта или еще в каком-нибудь труднодоступном месте. Уехать оттуда сложно по ряду причин, таких как непрерывный трафик впереди-пролегающего автобана (дорога на аэропорт) или сложной многоуровневой развязки в пригороде. Поэтому, как правило, компания предоставляется бесплатные сервисы: мини-автобус довозит пассажиров до ближайшей станции метро, в аэропорт + всегда стоят желтые такси, готовые вас отвезти куда угодно, но уйти на своих двух оттуда зачастую некуда.
У каждой компании свой набор городов, куда она ходит, что естественно. Поэтому стоит все два раза проверять, ведь понравившаяся компания может просто не идти в нужном направлении, а время на поиски уже потрачено.
Автобусы могу опаздывать и вам никто об этом не скажет и не объявит (ни менеджер, ни вокзал) и даже, когда автобус придет на нем, вполне возможно, не будет написано что он идет в ваш город (он может идти транзитом), так что все нужно уточнять у водителя или "мальчика" с багажом.
Турки обычно выписывают необходимое вам количество билетов на одно имя и то, его пишут неправильно или вообще вписывают левое имя, но зато все должны четко сидеть на своих местах.
В Турции нет разветвленной сети железных дорог в нашем понимании. Да, основные города связывают ж/д пути (Анкара, Стамбул, Измир), но остальные города, а так же мелкие городки не имеют таких привилегий. Тем более что некоторые станции закрываются и вы, как иностранец, который сидит дома за компом и просматривает ж/д направления Турции, никогда не узнаете, куда все таки реально идут поезда и в какое время они это делают. (В 2010 я ехала на поезде из Стамбула в Эскишехир - все было отлично; в 2012 этого уже сделать было нельзя, т.к. станцию закрыли на реконструкцию, но информации об этом нигде не было, точнее в интернете до сих пор это направление указывается как действующее)
Поезда перемещаются значительно медленнее автобусов, поэтому такая поездка занимает много времени. *Кстати, не забывайте о том, что вы не сможете купить "никакие" билеты находясь ЗА пределами Турции. Для того что бы купить билет он-лайн у Вас должен быть турецкий номер телефона, а не карточка Visa Gold, а раз турецкого номера нет, так и билетов тоже нет - приходи и лично покупай.
Интересны указатели. Первое время они вводили меня в ступор. В принципе все как и у нас, только направление "вперед" в Турции обозначается стрелкой указывающей вниз, а не вверх. Что мне, по первому времени, казалось намеком на разворот и путь назад!
В населенных пунктах ограничение по скорости 50 км/ч. На двухполосной дороге - 90. На четырехполосной - 100. На автобанах официально - 130 км/ч, но как нам пояснили никто на них за превышение не штрафует.
Все автобаны - платные. Минимум четыре полосы в каждую сторону движения, по которым нельзя двигаться со скоростью ниже 40 км/ч. Покрытие - отличное, скорость практически не чувствуется. Машин бывает немало но места всем хватает. Въезды и съезды оборудованы автоматическими турникетами. Для того чтоб оплатить проезд нужно купить специальную пластиковую карточку. Стоит она 20 лир и имеет на счету 15. Если карточка становиться ненужной ее можно сдать обратно и вам вернут ваши 5 лир.
Так называемые бесплатные дороги окутывают всю страну густой сетью. Практически все трассы имеют минимум четыре полосы движения. При чем качество дорожного покрытия значительно превосходит подобное на широко разрекламированной трассе Одесса-Киев. Для Турции это абсолютно нормальное явление.
Turkish Airlines испортила мой отдых. Билеты туда и обратно были куплены в начале апреля, сразу же после оплаты билетов сделал early registration, т.к. летел с двумя детьми (2 года и 9 лет) и хотел быть уверен в том, что места будут рядом и в одном ряду. Пр регистрации предоставил требуемые в обязательном порядке электронную почту и мобильный.
Вылет из Москвы был задержан на 5 часов из-за забастовки экипажей. Из-за задержки рейса опоздал на стыковочный рейс в Анталию, провёл почти четыре часа в аэропорту Стамбула. В результате не успел на заказанный заранее трансфер, до пансиона добрался в три часа ночи - дети были совершенно измучены.
При вылете обратно получил два набора посадочных талонов. Вылет из Анталии - вовремя. В Анкаре обнаружил, что посадочные талоны на самолёт в Москву выданы на рейс, не соответствующий заказанному и оплаченному; этот рейс вылетал из Анкары через 15 минут после вылета рейса из Анталии. Представители компании предложили вариант с вылетом через Стамбул и прибытием в Москву в три ночи. Отель + вылет на следующий день прямым рейсом предоставлять отказались. 6 часов в аэропорту с детьми на руках. После угрозы юридического разбирательства отель был предоставлен. В самолёте на следующий день было очень много свободных мест.
В Измире есть два по нашим меркам игрушечных вокзала, с которых можно отправиться в другие города Турции. Я воспользовался железнодорожным путем из Измира в Эскишехир, что лежит по пути в Анкару и был весьма доволен.
Это был мой первый опыт путешествия по турецкой "железке" и я смог оценить высокий сервис и удобство для пассажиров, более доступную цену этого транспорта даже на фоне ОАО "РЖД", но при этом (увы) небольшую скорость передвижения
Поездку в Измир, если вы пребываете в Стамбуле или Анталье, можно осуществить несколькими способами:1-й путь из Стамбула на самолете внутренних авиалиний, чего лучше не делать, поскольку...2-й путь по мраморному морю до г. Бандырма, а затем скоростным поездом до самого Измира самый интересный.Путь из Антальи менее живописный: автобусы из автовокзала Otogar отправляются в Измир несколько раз в день, причем туда везут с десяток автобусных компаний. Билет стоит не более 40 TL. В стоимость билета входит чай-кофе и печенюги. В обязательном порядке будет медиацентр с развлечениями, правда что на турецком языке.Я ехал из Антальи (точнее из Манавгата) автобусом компании Metro. Выезжал в ночь и Измир автобус прибыл в 06.30 часов.
Измире продается единый билет на 3 вида транспорта (6 TL), которым можно расплачиваться и в городском автобусе и на паромной переправе. Паром - это небольшой прогулочный теплоход. Пристаней (крытых и очень удобных) по берегам бухты несколько.
Аренда авто в отеле - это не самый дешевый, но один из самых надежных вариантов. Поскольку мы остановились в Rixos Lares, отеле премиум-класса, то проблем с арендой не возникло.
Мы спонтанно решили прокатиться по Турции без толковой карты, навигатора и гида. И мы не пожалели. Приятный паренек в отеле выдал нам на день Fiat Albeo (дизель). Почти по звездам выбравшись на другую сторону Анталии, мы покатили в древний город Термесос в тридцати километрах, с его захватывающим серпантином и опасными обрывистыми краями, далее в Кемер, Миры.
Весенняя Турция прекрасна своей зеленью. По одну сторону у нас все время был прекрасный вид на море, по другую могучие горы. Извилистая дорога местами петляет вверх, внизи и в стороны так будто катаешься на американских горах... и так на десятки километров :)
Вобщем, если вы опытный водитель - смело берите авто и посмотрите эту страну, но помните что "подрезают" здесь не реже, а то и чаще чем на московских дорогах, также стоимость топлива обойдется не менее сотни долларов в день, благо на заправках принимают все виды валют по нормальному курсу.
Отличный быстрый транспорт для нашего туриста. И выглядят же ж не хуже любого европейского.
Чтобы попасть в стамбульский трамвай нужно иметь либо проездной, стоимостью, зависящей от количества поездок, либо жетон в вот таком автомате. Стоимость жетона - 2 лиры (1 лира = 0,53 USD).
Засовываешь в щель купюру, выбираешь кнопкой Select количество жетонов и нажимаешь ОК. все просто. Остановки огорожены стеклянным заборчиком. Что заметил - никто не старается перескочить через забор или зайти через пути чтобы бесплатно попасть в трамвай. Кондукторов в трамваях нет. Ну и правильно, зачем? Ты ж уже оплатил поездку.
Чтобы зайти на платформу нужно пройти через турникет. Бросаешь жетончик в щель или подносишь проездной - и пошел. как у нас у метро.
В салонах не просто чисто, а очень чисто. За эти дни вообще, не увидел ни одной бумажки, валяющейся в трамваях.
В каждом вагоне - несколько табло, которые отображают дату, время, название текущей станции, следующей. Трамвайчики ходят очень часто- днем с периодом 2-3 минуты. Ездили вечером - ждали следующего состава ну минут 5 максимум.
Трамваи очень длинные. В сцепке - 4-5 вагонов.
Были в Турции с друзьями в июле 2011г. Хотелось бы поделиться по теме. Приехали в Стамбул на две конференции, проходящие с разрывом в 7 дней, ну и, дабы не сидеть на одном месте, решили арендовать 2 машины и махнуть в Кушадасы.
Выбрали "солидную" контору Asist Car Rental, вот их сайт - www.assistcarrental.com/english/index.php. Забронировали за 3 недели 2 автомобиля Fiat Doblo, просторные, с большим багажником. За день до отъезда ещё раз подтвердили свой заказ.
Наступил час Х. Выходим из гостиницы и видим, что один автомобиль - Fiat Doblo, а второй Fiat Linea. Обратившись с вопросом (почему не 2 Doblo?) к двум сотрудникам, обнаружили, что ни один из них не говорит ни по-английски, ни по-русски. Более того, и в их офисе не нашлось ни одного англоговорящего сотрудника. Далее переговоры пришлось вести по схеме: мы - наше турагенство в Москве - их офис в Стамбуле. После долгих препирательств фирма, наконец, выдала версию об аварии и непригодности нашей второй машины, и нам ничего не оставалось, как согласиться.
После этого мы задали вопрос о платности двух наших GPS-навигаторов. Узнав, что они платные, попросили оставить нам лишь один, т.к. ехали вместе. Уладив оставшиеся формальности и передав нам документы, сотрудники спешно удалились.
После того как мы загрузили багаж и сели в машину, началось самое интересное:
- мы обнаружили что баки у наших дизельных машинок почти пусты,
- наш навигатор включился, но так и не смог обнаружить в базе ни один город Турции и, соответственно, проложить маршрут.
Когда все 10 человек попробовали наладить контакт с навигатором, решили звонить в офис. Англоговорящий сотрудник (О ЧУДО!!!) сообщил нам, что все люди заняты (сотрудники уехали от нас 15 мин. назад) и никто нам другой навигатор не привезёт. Приезжайте и меняйте сами. С трудом петляя по улочкам старого города, добрались до заправки и, оставив машины, вдвоём Поехали на такси в офис. Офис находится очень далеко от центра города в торговом центре, на уровне парковки. И если бы не сердобольный таксист, который бегал с нами и спрашивал, где это находится, то мы бы искали его очень долго.
Общение в офисе не отличалось любезностью. Сначала нам предложили сесть, а когда мы отказались, мотивируя отсутствием времени, просьба была повторена, но уже с агрессивными нотками в голосе. Следом за нами в офис вошли те двое, которые привозили нам машины. Когда мы объяснили суть проблемы, нам поменяли навигатор на работающий исправно, НО у него не было винта фиксации, удерживающего кронштейн! Когда мы начали уже открыто возмущаться, они туда просто подсунули бумажку в качестве уплотнителя!!! И сказали, что других нет. Когда в конце мы попросили их компенсировать нам стоимость такси до них, нам ответили: "Мы вам дали машины, зачем вы приехали на такси?"
Из-за задержки мы потеряли светлое время суток, и ехать пришлось ночью, что весьма затруднительно по незнакомым дорогам. Благо сами дороги отличного качества.
В дороге уже выяснилось, что у нашего Doblo не очень хорошо работали тормоза, но доехали и вернулись нормально.
Цена 63 евро в сутки за машину (от 1 до 6 дней).
Я, когда был в Турции, то пользовался услугой частных автопрокатчиков, во-первых цена в порядке разумного, а во-вторых меньше придираются. Но есть опасность развода. Если вы новичок, старайтесь брать машину либо в больших и известных центрах, типа Avis или Hertz (при аэропорте), либо в своем же отеле. Это позволит изначально минимизировать риски. Ни мировые прокатные бренды, ни Ваш собственный отель не будет в открытую пытаться Вас кинуть.
Если берете машину при отеле, учтите один полезный нюанс. При отеле как правило есть 2–3 конторы проката машин: русская, немецкая и еще какая-нибудь. Так вот, немецкая контора всегда дешевле российской. Как правило на 30–35 процентов. Так что, если есть возможность, берите машину именно у немцев. Удачи! :D
Отдыхая в Стамбуле неделю, долгое время пользовались общественным транспортом и ходили пешком. А потом однажды поздно вечером в непогоду все-таки воспользовались такси. Оказалось, что цены на такси настолько доступны, что если ехать на небольшие расстояния (в пределах центра Стамбула) вчетвером и разделить итоговую сумму на всех четверых, то получалось дешевле, чем если бы мы ехали это расстояние на трамвае.
В общем, полюбили мы такси. Но один раз нарвались на таксистскую подлость. Хотели подняться от Галатского моста до Султанахмета. По опыту знали, что на счетчике должно будет набежать 4-5 лир (на трамвае мы вчетвером заплатили бы 5,20). Мы сели в машину. Тронулись. Счетчик не считает. Показали таксисту на счетчик. Он включил (ха, как будто мы что-то понимаем в тарифах!). И вместо того, чтобы поехать в сторону Султанахмета, таксист поехал вглубь Золотого Рога. Мы думали, что он хочет как-то хитро вывернуть, но он пропустил один поворот налево, затем еще один. Выехал на бульвар Ататюрка. Мы поначалу даже обрадовались - подъехать со стороны Гранд-Базара нам было бы даже удобнее. Но вместо того, чтобы свернуть с бульвара Ататюрка на Диван-Йолу, таксист поехал на набережную Мраморного моря! Тут мы заскрежетали зубами. Когда мы подъезжали к Маленькой Софии, до Султанахмета оставалось примерно столько же, как от того места, где мы сели в такси, а на счетчике уже было 13 лир! Мы потребовали у таксиста остановиться, дали ему 5 лир и вылезли из машины, хлопнув дверью. Он поморгал глазами, но ничего делать не стал. Наверное, нам повезло, что он не стал шуметь. Хотя в тот момент мы были готовы запинать его ногами.
Предпочитая ходить пешком, немного попробовали транспорт в Стамбуле. Нам очень удобен был трамвай #38 - идет мимо Лалели и Гранд-Базар, через Султанахмет и Топкапи-сарай, потом по Галатскому мосту и до дворца Долмабахче. Жетоны (Jeton) стоят 1,30 лир. Продаются на остановках. Ходят трамваи часто и регулярно. Остановки объявляются голосом и светятся на табло.
Понравился Tunel - подземный фуникулер длиной в одну остановку. Соединяет Галатский мост и район Бейоглу. Вниз-то можно и пешком спустится, а вот подняться наверх удобно на этой вагонетке. Поездка стоит 90 курушей. Паромы через Босфор ходят с любой пристани на европейской стороне до районов Кадыкой и Ускудар на азиатской стороне. Цена жетона на переправу - 1,30 лир, однако жетоны отличаются от трамвайных. Мы совершили ошибку, решив, что раз цена такая же, то и жетоны такие же - и купили сразу несолько. В итоге увезли их домой как сувениры. Но корабле работает буфет с чаем и всякими печеньями.
Спецпредложения авиакомпаний
23.11 | Победа | Екатеринбург - Стамбул | от 9 060 руб |
22.11 | Southwind Airlines | Стамбул - Москва | от 7 199 руб |
22.11 | Победа | Владикавказ - Стамбул | от 10 815 руб |
22.11 | Southwind Airlines | Москва - Стамбул | от 7 501 руб |
22.11 | Southwind Airlines | Москва - Стамбул | от 16 749 руб |
22.11 | Победа | Волгоград - Стамбул | от 11 875 руб |
21.11 | Ред Вингс (Red Wings Airlines) | Калуга - Стамбул | от 5 430 руб |
21.11 | Ред Вингс (Red Wings Airlines) | Калуга - Стамбул | от 12 960 руб |
21.11 | Ред Вингс (Red Wings Airlines) | Стамбул - Калуга | от 5 530 руб |
20.11 | Победа | Москва - Стамбул | от 5 371 руб |
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах