Чемодан, вокзал, Дубай
Несмотря на усложнение таможенной процедуры и увеличение сборов, челночные поездки по-прежнему составляют более трети всего потока туристов из России в Эмираты. Однако объемы и ассортимент покупок претерпели серьезные изменения.
Согласно официальной дубайской статистике, до августовского кризиса 1998 года Эмираты ежегодно посещало более 160 тыс. российских челноков, что составляло более 70% от всего потока российских туристов в ОАЭ. В среднем каждый из них тратил ежедневно по $1500. Легко подсчитать, что ежегодно наши шоп-туристы оставляли в Эмиратах огромную сумму - порядка $250 млн. Челноки закупали все подряд: игрушки и тюль, автоаксессуары и запчасти, мебель и бытовую технику, аудио- и видеоаппаратуру, ткани, фурнитуру, часы и т. д. Многие умудрялись вывозить даже автомобили: в то время покупка, например, джипа или мерседеса, обходилась в ОАЭ на $5-6 тыс. дешевле, чем в России, даже с учетом накладных и таможенных расходов.
После 98-го года многие из челноков разорились, а другие просто прекратили этот вид деятельности. Тех, кто удержался в этом бизнесе, затем обложили огромными таможенными сборами. Кроме того, был введен ряд новаций, например сплошной таможенный досмотр всего товара. Пострадали от кризиса не только российские челноки, но и торговцы в Эмиратах. Правда, вскоре российских челноков сменили румынские и нигерийские, причем последние стали ввозить в свою страну те же товары, что и российские в начале 90-х: утюги, телевизоры, видеомагнитофоны и т. д.
Тем не менее челночный бизнес выстоял. Одни челноки перепрофилировались, вовремя сориентировавшись на другие группы товаров, другие начали работать напрямую с фабриками, минуя местных торговцев. В прошлом году, согласно официальной статистике ОАЭ, 35% всех въехавших в эту страну россиян составляли шоп-туристы. Их большая часть приезжает в Дубай. За прошедшие годы существенно изменился ассортимент приобретаемых товаров: автомобили, бытовую технику, аудио- и видеоаппаратуру теперь оптом практически никто не везет. Их можно купить по таким же ценам, а иногда даже дешевле, в России. Если эти товары и приобретаются, то чаще всего не для продажи, а для себя, в розницу.
По словам Марии Юровой, директора фирмы Kazmi Tourism and Cargo, занимающейся отправкой челночных грузов, иногда попадается крупный опт, но основные клиенты фирмы - мелкие оптовики. Если в 1996 году фирма обслуживала и отправляла ежемесячно от 300 до 450 т груза, то теперь эта цифра не превышает 100 т. О таком же трех-четырехкратном снижении объема перевозок говорят и в других фирмах. Сейчас российские челноки в основном везут текстильную фурнитуру и ткани, люстры и парфюмерию, хозтовары и автоаксессуары. За один килограмм груза они платят в среднем $2,5 при отправке самолетами и по $1, если груз отправляется морем. Причем оплата за груз происходит уже на месте - по получению. Это очень удобно, так как челнокам не надо тратиться на отправку, а можно приобрести больше товаров. Кроме того, чтобы удержать клиентов, многие фирмы, занимающиеся карго, оформляют доставку в кредит. На этот же шаг, по договоренности с фирмами, идут владельцы магазинов, предоставляющие кредит своим постоянным клиентам. У них нет другого выхода, если учесть, что ряд крупных торговых арабских фирм -"Аль Хаттаб", "Сакко" - открыли в Москве оптовые склады, где те же товары можно купить по ценам даже ниже, чем в самих Эмиратах, без таможенной и транспортной волокиты.
В том, что россияне по-прежнему частые гости в Дубае, легко убедиться на улочках Дейры или Бар Дубай, двух его основных торговых районах. В первом - невысокие цены и обширный ассортимент, во втором - дороже и меньше выбор. В любом случае, при всех прочих расходах приобретение некоторых товаров в Дубае обходится на 40-50% дешевле, чем в России. Если в Москве самый простой мобильный телефон (Ericsson A-1018 или Motorola 3788) продается без контракта за $80-95, то в Дейре, например, тот же аппарат будет стоить всего $50-52. Ericsson T-28 продается в России от $290, а в Эмиратах на $100 меньше. Правда, на новые телефоны цены здесь, как и в России, довольно высокие. К тому же при отправке мобильников на сумму свыше $10 тыс. требуется страховка в размере 1% от суммы контракта. Обычный детский велосипед тайваньского или китайского производства на резиновых колесах продают в Дейре за $18-25, в Москве цена такого велосипеда подскакивает чуть ли не в 2 раза. Гораздо дешевле, а главное, разнообразнее в Эмиратах различная фурнитура для текстильных изделий. За ними приезжают сюда тысячи российских челноков. Как сказала Наталья Зеленцова, владелица небольшого магазина из Воркуты, регулярные закупки в Дейре фурнитуры, шелковых и хлопковых тканей - основа ее бизнеса. Дела идут неплохо, и в ближайшее время она собирается открывать второй магазин. Стоимость таких шоп-туров невысока. Четырехдневный турпакет в Эмираты можно приобрести от $340 при условии проживания в трехзвездочном отеле. В названную сумму входят еще трансфер, завтраки и виза. При этом стоимость перелета составляет не менее $220-230.
Спецпредложения авиакомпаний
29.11 | Победа | Владикавказ - Дубай | от 8 190 руб |
27.11 | S7 | Москва - Дубай | от 33 120 руб |
27.11 | Air Arabia | Екатеринбург - Шарджа | от 7 160 руб |
27.11 | Air Arabia | Самара - Шарджа | от 5 119 руб |
27.11 | Air Arabia | Москва - Абу-Даби | от 4 013 руб |
21.11 | Pegasus Airlines | Москва - Дубай | от 12 344 руб |
12.11 | Etihad | Санкт-Петербург - Абу-Даби | от 16 300 руб |
12.11 | Etihad | Абу-Даби - Санкт-Петербург | от 18 893 руб |
12.11 | Etihad | Дубай - Санкт-Петербург | от 18 368 руб |
11.11 | Победа | Москва - Дубай | от 14 775 руб |

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах