Чернобыльское сафари?
Туристский маршрут в Чернобыль воспринимается, естественно, как крайнее проявление черного юмора. И еще -- кощунство. Но не спешите с оценками. Газета "Лос-Анджелес таймс", которая опубликовала репортаж своего корреспондента Мэри Мисио, побывавшей в зоне радиоактивного бедствия, представила весьма неожиданный взгляд на эту проблему.
Потребовалось почти два часа езды по уникальным радиоактивным зарослям, появившимся после чернобыльской катастрофы 1986 года, чтобы найти то, что искали путники, -- один из всего нескольких в мире табунов диких лошадей Пржевальского.
"Стойте здесь. Они подойдут к нам", -- сказал зоолог из Чернобыльского экологического центра Денис Вишневский после того, как группа гидов и один журналист вывалились из микроавтобуса, чтобы посмотреть на небольших, но очень крепких лошадей, привезенных сюда в 1998 году. Кормом для них служит буйная растительность в районе, откуда выселены люди.
"Чернобыльское сафари, -- задумчиво произнесла Римма Киселица, гид из "Чернобыльинтеринформа", агентства, которое привозит посетителей в "зону отчуждения" вокруг закрытого ныне реактора, на территорию, где когда-то проживали 135 000 человек. -- Странная идея, но она мне нравится".
Чернобыльский туризм стал острой темой на Украине с января, когда был опубликован доклад ООН, призывающий население Чернобыля научиться вести безопасный образ жизни в условиях радиации -- например, потреблять только продукты, произведенные вне этой зоны. В докладе предлагается развивать индивидуальный туризм как один из возможных путей привлечь деньги в этот регион, который за 16 лет, прошедших после ядерной катастрофы, поглотил более 100 миллиардов долларов, поступивших в качестве субсидий из советских, украинских и зарубежных государственных фондов.
В Чернобыле, где администрация управляет безлюдной территорией вокруг разрушенного реактора, равной по площади американскому штату Род-Айленд, один из представителей властей сказал, что такой туризм не сможет принести больших доходов. Но идею полностью не отверг. "ООН опоздала, мы разрешаем поездки с 1994 года,"- заметил Микола Дмитрук, зам директора "Чернобыльинтеринформа", имея в виду специалистов, которые надолго приезжают в зону.
Несколько киевских туристических агентств рекламируют экскурсии в Чернобыль на своих сайтах в Интернете, но пока администрация зоны не содействует активно продвижению этой идеи. "Многое все еще неизвестно, -- говорит Дмитрук, -- и мы всех предупреждаем об опасностях, даже ученых".
Последствия катастрофы привели к обманчивому стереотипу -- представлению о зоне как о зараженной бросовой земле, ядерной пустыне, лишенной жизни и, безусловно, не том месте, куда захотел бы поехать нормальный человек. На самом деле в результате прекращения индустриализации, вырубки лесов, обработки почвы и других форм вмешательства человека радиация превратила эту зону в один из крупнейших в Европе заповедников. С зачаровывающей и местами красивейшей девственной природой, изобилующей крупными животными, такими, как лоси, волки, кабаны и олени. Здесь обитают до 270 видов птиц, 31 из которых находятся под угрозой вымирания. Это одно из немногих мест в Европе, где можно встретить черного аиста.
Поездки в Чернобыль можно охарактеризовать как своего рода приключенческий туризм. Уже само сознание, что территория заражена радиацией, окружает романтической аурой даже такие прозаические действия, как прогулка по улице. Это не обещает такую же дозу адреналина, как прыжки с трамплина в Андах, но создает впечатление, будто ты окружен призраками.
По закону никто не может входить в зону без разрешения. Но, за исключением детей в возрасте до 17 лет, администрация позволяет это практически почти всем. Подавляющее большинство примерно из тысячи гостей, посещающих зону за год, составляют ученые, журналисты, политические деятели и представители зарубежных ведомств по атомной энергии. Но в 2000 году зону посетили также несколько туристов, которых Дмитрук называет "чистыми" -- в том числе три японца, -- и зона может предложить индивидуальные программы, как например, сафари в поисках лошадей Пржевальского. По мнению специалистов, они являются предками всех домашних лошадей, но гораздо более агрессивны, чем их одомашненные родственники.
"Если какая-то группа калифорнийцев захочет приехать для наблюдений за птицами, мы сможем это организовать, -- сказал Дмитрук, добавив: -- Если только они могут отличить плутоний от картошки". Конечно, Чернобыль -- не оздоровительный клуб. Но по прошествии более 16 лет после того, как радиоактивный выброс распространился вокруг всего земного шара, опасность значительно уменьшилась. Цезий и стронций распались почти на четверть, и 95 процентов остающихся радиоактивных молекул уже содержатся не в осадках, которые могут попасть на гостя или внутрь его, а погрузились в землю на глубину до 5 дюймов (12,5 см).
Оттуда они проникают в пищевую цепь, делая разнообразную флору и фауну зоны, действительно радиоактивной. Рога, сброшенные недавно одним из чернобыльских лосей, содержали такое количество стронция, что нельзя было разрешить вывезти их из зоны. Но три жеребенка Пржевальского, родившиеся на воле, хотя и были радиоактивными, выросли без каких-либо заметных последствий.
Теперь радиоактивность снизилась до фонового уровня. По словам представителей администрации зоны, в среднем за день гость может получить дополнительную дозу радиации, равную примерно дозе, получаемой во время двухчасового полета на самолете. Однако для этого гость должен соблюдать строгие, но простые правила безопасности: "Не есть местную пищу, не сходить с тротуара и идти только туда, куда вас ведет гид", -- говорит Дмитрук.
Едва ли в каком-либо городе можно дышать более свежим воздухом, чем в Чернобыле, где машины, встретившиеся нам в теплый апрельский день, можно было сосчитать по пальцам, а единственным слышимым звуком зачастую было пение птиц. "Таков один из многих парадоксов зоны, но из-за того, что человеческая деятельность почти везде запрещена, этот регион является одним из экологически наиболее чистых на Украине, -- говорит Дмитрук. -- Если не считать радиацию".
Сегодня на поселки постепенно наступает лес. В брошенном городе Припять, находящемся менее чем в двух милях от ядерного реактора, пустые черные глазницы окон многоэтажных зданий смотрят на детские сады, усеянные маленькими противогазами, при виде которых сжимается сердце.
Это может показаться странным местом для туризма. Но нигде больше турист не сможет стоять среди табуна диких лошадей Пржевальского или наблюдать за парой редких белохвостых орлов, кружащих над призрачными зданиями Припяти. Впечатляющий памятник опустошающим последствиям деятельности техники, вышедшей из-под контроля, но одновременно и почти чудодейственной способности возрождения природы.
Под щелканье Гейгера
Несколько иной увидела проблему корреспондент агентства Рейтер Элизабет Пайпер.
-- Города-призраки, счетчики Гейгера, белые маски и резиновые сапоги... Добро пожаловать в новую туристическую достопримечательность -- Чернобыль! -- с горьким сарказмом пишет она. -- Некоторые турагентства Украины не прочь заработать доллар -- другой на самой жуткой ядерной катастрофе мирного времени, предлагая поездки по зараженной местности. Но рисковых туристов, преодолевших страх перед лучевой болезнью, чтобы посмотреть на усиленно патрулируемую зону, скорее всего постигнет разочарование.
-- Здесь не может быть семейного туризма, мы не можем разрешить праздные прогулки, -- предупреждает Микола Дмитрук, заместитель директора агентства, которое координирует визиты специалистов. -- Что касается экстремального туризма, я уверен, что это место не достаточно экстремально. Поездка на автобусе не вызовет приток адреналина в кровь. Здесь произошла трагедия.
Во многих местах уровень радиации по-прежнему опасно высок. Считается, что эту зону лучше оставить ученым, которые внимательно отслеживают изменения в уровне радиации и не теряют надежды в конечном счете сделать район совершенно безопасным. По их мнению, пока не до туристов, попивающих пиво, затягивающихся сигаретным дымком, бесцельно слоняясь под кронами сосен и по цветущим лугам в ожидании адреналиновой инъекции близ саркофага реактора.
-- На Украине есть места поинтереснее, чтобы покататься на катере или крепко выпить, -- считает Дмитрук.
Сейчас агентства предлагают однодневные туры в Чернобыль за 250 долларов с пары (включая стоимость обеда), убедившись, что желающие старше 18 лет, не хиппи и не собираются перед отъездом совершать марш-бросок по сувенирным лавкам. Дмитрука и его коллегу Римму, сотрудников украинского МЧС, давно работающих в Чернобыле, бросает в дрожь при одной мысли о приятном времяпрепровождении на месте гибели людей. Они предлагают вместо этого съездить в какой-нибудь парк развлечений. А идея продавать футболки и кепки со словом "Чернобыль" представляется им несколько зловещей.
"Турагентства говорят, что нужно заказать такие майки и кепки, но ведь они символизируют несчастье, -- полагает Римма, одетая в американскую камуфляжную куртку. -- Это все равно что покупать футболку с надписью "Бухенвальд".
Точно так же она отвергает предложенную ООН в начале этого года идею продвижения здесь своего роды "экологического" туризма. "Туда вернулась естественная окружающая среда, -- заявил на февральской пресс-конференции Мижей Кальман, сотрудник Программы развития ООН. -- Это огромный район, где все очень естественно, где дикая природа и уникальные животные".
Римма называет эту идею "не умной". Но те, кто живет в небольших хуторах, не прочь увидеть новые лица. 78-летняя Анастасия, которую заставили бросить свою избу в 1986 году, вернулась в нее через год. Сейчас на хуторе живет 26 человек, раньше -- больше тысячи.
-- Я здесь родилась, -- говорит баба Настя, как ее здесь зовут. -- Плохо, что сюда никто не приезжает. Люди только уходят, почти все -- на кладбище. Хорошо бы появились туристы. Радиация? Какая радиация? Ее придумали, чтобы заработать денег. Я повезла мясо на рынок, и у нашей свинины уровень радиации был ниже, чем у киевской.
-- Баба Настя не будет включена в туристический маршрут, -- сказала Римма. -- Туристы должны все время оставаться в автобусах, хотя им дадут возможность посмотреть покинутый город Припять, тысячам жителей которого никогда не разрешат вернуться домой.
Желтая вода капает с прохудившейся крыши бывшего главного гастронома города, до которого чуть не дотягивается тень четвертого реактора. На одной из полок надпись: "Детское питание".
Припять обнесена колючей проволокой с пустыми дозорными вышками. Квартирные двери повисли не петлях. В траве валяется детский ботинок. Из диванов торчат пружины. Ветер гуляет по пустым комнатам и шахтам лифтов.
-- Туристы могут приезжать, чтобы увидеть настоящий Чернобыль. Каждый, у кого есть ребенок, должен приехать сюда и понять эту трагедию. Но сомневаюсь, что они приедут, -- вздыхает Римма.
Туристы уже есть
Открыть Чернобыль для туризма предложила в феврале Программа развития ООН и ЮНИСЕФ. В докладе, подготовленном при содействии ВОЗ, содержится призыв изучить "возможности содействия специализированному экологическому туризму для максимального использования того вклада, который эти районы могут внести в сохранение мирового разнообразия видов".
Впрочем, туристы стали посещать Чернобыль, не дожидаясь рекомендаций ООН. В прошлом году, помимо более чем 270 групп специалистов, здесь побывали около 1200 иностранных туристов плюс не учтенное число постсоветских "дикарей", отмечает электронный журнал "Юкрэниан обсервер".
Однодневным туром в зону (с 10 до 18 часов) можно не ограничиваться. По словам Риммы Киселицы, еще в первые годы после аварии в 44 километрах от АЭС был сдан предназначенный для ликвидаторов комплекс из трех корпусов, а позже МЧС построило мини-отель на 18 номеров. Все объекты возводились на "чистых" участках (под зданиями меняли грунт). Номер стоит порядка 10 долларов в сутки, столько же -- трехразовое питание. Все продукты проходят тройной контроль.
Говорят, туристы любят фотографироваться на фоне саркофага и приходят в восторг, если дозиметр заливается трелью.
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах