Американские фенечки
Двадцать зеленых ногтей
Когда приходишь домой из гостей, наевшись торта и шоколада, первым делом пихаешь в рот кусок селедки. Кажется, американское общество тоже немножко хочет "селедки" - чего-то мощного, простого и примитивного. Общество, подуставшее от своей чрезмерной цивилизованности, стремится к первобытному. Например, открытие Олимпиады, - самой крутой! информационно обслуженной! суперцивилизованной! - изобиловало примитивом самого дремучего толка. Но Америка не может не возвести поиски дремучести в ранг высокого искусства.
Желание украшать себя - одно из самых ранних первобытных желаний, свойственных человечеству, и до сих пор человечество (а проживающее в Штатах - в особенности) отдается ему со всей страстью неокультуренного троглодита. Даже такое незамысловатое дело, как, например, маникюр, оказывается на поверку вовсе не простым. Всякая нормальная женщина, допускаю я, обязана знать, что по науке на ноготь сначала кладется первый прозрачный слой лака-основы, затем два слоя цветного, а затем завершающий слой прозрачного отвердителя. Допускаю даже, что всякая грамотная женщина именно так и делает, хотя мне в это и не верится. Но в России искусство маникюра пока все же не достигло таких высот, как в Штатах (хоть накладные когти, такие же, как и там, можно купить на любой станции метро, и даже не за три доллара, как там, а гораздо дешевле).
Впрочем, в Штатах выбор побольше. В самом захудалом beauty-шопе можно увидеть целую стену, увешанную разнообразными причиндалами маникюрного дела. Помимо лаков традиционных цветов (а белый, черный и мрачно-коричневый, например, - это цвета традиционные) и уже знакомых нам на родине канареечно-светофорных, лиственно-зеленых и мертвецки-синюшных тонов, там можно найти полную палитру оттенков каждого известного цвета (но есть цвета и неизвестные, описанию не поддающиеся и плохо запоминаемые). Щеточки, пилочки (цвет любой, размер любой), деревянные палочки с заостренным кончиком, прочая мелкая чепуха. Блестки простые и блестки фигурные, крошечные рисуночки из цветной фольги для наклейки на ноготь, тонюсенькая кисточка для желающих самостоятельно украшаться - и брошюрка с образцами орнаментов, если кому-то не хватает фантазии, но хочется выглядеть круто.
Особенно хороши в смысле дизайна негритянки, но о них разговор особый. Ногти в Нью-Иорке носят всякие, но в основном длинные и прямоугольные, а уголочки можно другим цветом подчеркнуть - например, оранжевым по голубому, очень славненько получается (впрочем, это не новая мода, объясняет тамошняя знакомая из эмигрантов). Очень милы белые кустики с маленькими стразиками и розовыми цветочками по нежно-оранжевому фону. Можно сделать фиолетовые ногти на руках и бирюзовые - на ногах. Можно украсить ноготь мизинца золотым колечком - их тоже продается огромное множество, к некоторым еще подвешиваются крошечные мишки, рыбки и другие фигульки. Прилагается подробная инструкция о том, как сделать в ногте дырку и воткнуть туда колечко.
Существует и своя наука о зависимости цвета от сезона. "Нет, что вы, черный летом не носят, летом нужно что-нибудь светленькое", - говорила другая бывшая совгражданка. Ее ногти были цвета бледного февральского неба. На улицах, тем не менее, попадаются вампиристые мисс в узком-черном-облегающем - с ногтями под небо ночное: черное в серебристых звездочках. Особая прелесть может быть в том, чтобы раскрасить ногти только на ногах. Многие так и делают. Даже мужчины. Один из них запомнился своею рыжевато-коричневой гаммой, белизной и пухлостью. Он был молод, томен и похож на комочек старой жвачки, тающей на солнечном школьном подоконнике.
К слову о колечках. Колечками и в России ныне никого не удивишь, а в Америке и тем более. Кольца в бровях, ноздрях и губах настолько распространены, что их перестаешь замечать на второй час пребывания в Штатах. Видя четыре штучки в каждой брови, три в носу, по семь в ушах и одно на нижней губе, даже сопереживаешь человеку, утратившему возможность для дальнейшего самосовершенствования. Впрочем, можно переключиться. В продаже есть специальные колечки для ног, браслеты для щиколоток (называются "энклетс"), цепи для них же и для живота, и много другого, дивного и совершенно бесполезного.
Вот грозно шагает навстречу гренадерского роста тетка весом центнера в полтора, вьется по ветру зеленое платье, солнце играет на лоснящейся темной коже, яростно блестят зеленые ногти (все двадцать), сияют золотые браслеты и кольца (половина на ногах), гордо поднята бритая голова с золотою же кнопкою в широкой ноздре. Вот идет обыкновенная, разомлевшая от жары среднестатистическая американочка в неизменной футболке и шортах, а по бледной ноге ее вьется синяя змея. Вот презрительный метис с седым хвостиком курит сигару в кафе, и лишь лицо его не покрыто замысловатым разноцветным орнаментом. Вот дети скачут навстречу, совсем счастливые, и мордочки их раскрашены розовым, голубым и лиловым. Специалисты за умеренную плату размалюют вам и лицо, и руки, и все, что захотите, - можете ходить и всех пугать, пока не решите помыться. Впрочем, не факт, что кто-то испугается: все давно привыкли. Можно, конечно, и на всю жизнь украситься - и tatoo-салоны в русской жизни уже не новость, и пакетики переводных татушек на любой вкус тоже можно купить. Вообще Россия, кажется, опять собирается играть в догонялки с Америкой. Однако, если по части нательных росписей Россия еще может тягаться со Штатами, то по части причесок нам еще расти и расти.
Есть, конечно, прогресс. Скажем, русский мальчик, увиденный мной на "Маяковской", отличался от денверского мальчика с такой же плотной коротенькой шапочкой волос только цветом: у первого волосы были ядовито-зеленые, у второго - ядовито-голубые. Разница в том, что на второго никто не оглядывается. Может, и у нас скоро перестанут. Но вот искусство негритянских косичек нам уж точно пока не по зубам. Даже и там белые едва-едва только начинают учиться, заплетая свои не самые подходящие для этого волосы в сотни веревочек и перетягивая их особыми пластиковыми колечками самых вырвиглазных расцветок. Но башни такие возводить, фестончики такие выкладывать (полоска черная, полоска малиновая), так гелем обмазываться, чтоб произвести впечатление намыленной и не смытой головы, - нет, этого они в большинстве своем еще не умеют.
А вот по части золота, натурального и самоварного, повешенного на себя всюду, где можно и нельзя, россиянки, кажется, уже приблизились к негритянкам нью-йоркского метро. Глядишь, и вся прочая российская часть одряхлевшего, сенильного человечества устанет от своей взрослости, радостно впадет в детство и с восторгом присоединится к мировым играм в бисер, бирюльки, веревочки и висюльки, и расцветут пыльные российские улицы миллионами серых, желтых и синих губ, разноцветных лиц и шевелюр. Надеюсь, мои заметки послужат достижению этой прекрасной и глубоко бессмысленной цели.
Ловись, турист!
Турист - существо глупое, наивное и денежное. Так принято думать в великой стране США. Из этих трех качеств последнее является основным, а два остальных - вспомогательными, так же, как ценный мех и нежное мясо в сопоставлении с любовью к морковке и непроходимой доверчивостью - у маленьких пушистых зверюшек. Однако, если для маленьких зверюшек достаточно силка или капканчика, куда они зачарованно топают, влекомые запахом лакомства, то ловушки на туриста ставятся более хитроумные.
За двадцать-тридцать миль до ловушки на обочинах дороги расставляются знаки, предупреждающие туриста о ее наличии. "Не пропустите замечательный Кукурузный Дворец!", "До грандиозного Кукурузного Дворца всего пять миль!", "Следующий поворот - налево, иначе вы пропустите великолепный Кукурузный Дворец!", "Последний шанс увидеть Кукурузный Дворец - сворачивай налево!". Турист вместо того, чтобы спасаться направо, где денежки его никто не отберет хотя бы до следующего поворота, думает с ехидной ухмылкой: ну-ну, посмотрим, и сворачивает влево. Он думает, что хитер и в ловушку не попадет, - а вот посмотрим-ка, что это за штука такая. И попадает он в город Митчелл в штате Южная Каролина, не славный вовсе ничем, кроме своего Кукурузного Дворца, возведенного еще в далеких двадцатых специально для отъема денег у туристов всеми возможными законными способами.
Кукурузный Дворец представляет собою кубик с куполами, причем стены его изнутри и снаружи украшены картинами из разноцветных початков кукурузы. Экспозиция меняется ежегодно, о чем свидетельствует выставка фотографий, запечатлевших чудо мастерства туристоловов на каждом этапе его трансформации. Больше там нет ничего, кроме самого главного: магазина подарков. Магазин огромен - он занимает все пространство внутри кубика с куполами и картинками. Магазин предлагает неизменный набор товаров с местной спецификой: футболки, конечно. Кепочки. Искусство исконных американцев, то есть индейцев, более всего напоминающее фенечки здешних хиппарей и бисерные ухищрения наших народов Севера, причем самое дешевое бисерное колечко стоит никак не менее полутора баксов. Есть мед (видимо, кукурузный), кофейные чашки с надписями и открыточки с видами Южной Дакоты днем, вечером и ночью (чисто черный кусок глянцевого картона). Есть местное изобретение "джекалоп" - милейший кролик с оленьими рогами, не купить которого просто невозможно, невзирая на цену в два с полтинкой за маленького, три с хвостиком за большого и двадцать пять центов за открыточку с кратким описанием истории взаимоотношений джекалопа и человека. Джекалопы, как, впрочем, и футболки, кепочки и декоративные тарелки с местной символикой, произведены в Китае, Индонезии или Малайзии. Магазины обещают безумные скидки - трехцветное золото Черных Холмов в два раза дешевле, поскольку здесь производится. Настоящие мокасины из Миннетонки. Дримкетчеры (ловцы снов) - изящные кольца с сетью и перьями, сопровождаемые красивой индейской легендой. Сделать дримкетчер самому - плевое дело, но если вы хотите его купить, он обойдется вам не менее чем в двенадцать долларов (хоть в уши, хоть на стену). Ну, в крайнем случае - в восемь. Очарованный турист охотно расстается со своей денежкой, а чтоб ему было не так обидно, он может оставить свой автограф в гостевой книге (отдельно каждый штат и специальная книжка для иностранцев) - а также сфотографироваться, просунув свою рожу в прорезь, - и увидеть себя настоящим американским ковбоем. Но это примитивно. У горы Рашмор, где четыре президента вырублены в скале, это можно сделать при помощи новейших компьютерных технологий: вы и трое ваших приятелей превращаетесь в четыре каменные физиономии на глазах у изумленной публики за какие-нибудь полчаса и какие-нибудь пару десятков долларов. Все в выигрыше: вы тешите свое тщеславие, они получают ваши деньги. Для людей, не поддающихся примитивному туристскому искушению, можно сочинить что-нибудь похитрей и с юморком. Например, консервированных зверей. Платите десятку, вскрываете банку, из нее вынимается скукоженный плюшевый черный медведь или лысый орел, символ великой державы. Если же вы отличаетесь большим юмором, можете купить своей девочке платьице с фразой: "Я прелесть или что?!". Или младенцу - передничек с надписью: "Что, по-вашему, эта тряпочка может сохранить мою одежду чистой?!". Или: "Бабушка говорит, что я не устраиваю бардак, а создаю возможности для уборки". И это, конечно, прелестный намек на политическую корректность, которой в Америке бредит каждый, - но платить все равно вам.
Особо знаменит в этом смысле магазин "Уолл Драг" в Южной Дакоте. По всему миру развешаны объявления: "До Уолл Драг 3.600 миль" - или другая соответствующая цифра. Наконец, вы приближаетесь: "До Уолл Драг 3 мили - 2 мили - 1 миля", - и вот он, вот он, долгожданный. И что же? Футболки, свитера, кепочки, дримкетчеры, индейская керамика. Чучело джекалопа, как обыкновенного, так и летучего (с крыльями). История покорения Нового Света в старых фотографиях. Статуи индейцев в натуральную величину. Статуя бизона. Сфотографируйтесь с ними. Приобретите наклейку на бампер: "Да где же, черт побери, этот Уолл Драг?". Или простенько: "Уолл Драг, Южная Дакота". Доллар штучка, один на семью - бесплатно. В других местах есть и более симпатичные наклейки. "Я не совсем никчемен. Я могу служить дурным примером". "Забудьте про злую собаку. Остерегайтесь детей". "Потерялись: собака и муж. Большое вознаграждение за собаку". Невероятные сделки: три футболки за десять долларов. Значки и магниты на холодильник. Особенно хорош виденный мною в Миннеаполисе холодильниковый магнит в форме штата, на нем надпись: "Мои друзья ездили в Миннесоту, и все, что они мне привезли, - вот этот вшивый магнит". Стоит два доллара. За два доллара, кстати, друзьям можно привезти и что-нибудь менее вшивое, хотя надо искать - и получится не так прикольно.
Обыкновенная туристская ловушка строится по следующему принципу: в центре находится та самая реликвия - историческое место - достопримечательность - природный заповедник - все, на что можно посмотреть. Вокруг нее выстраиваются: автостоянка; центр для посетителей с буклетами, туалетами и возможностью нанять гида; гостиницы (джакузи, закрытый бассейн, номера с огромными кроватями, кабельное телевидение, сауна и бесплатный завтрак); масса магазинов с подарками и сувенирами; рестораны; исторический музей и прочие музеи, включая выставку восковых президентов; парк с аттракционами; детские площадки; туристские тропы по историческим или природным местам (шаг влево, шаг вправо с проложенной тропы расценивается как political incorrectness); поездки на лошадях, самолетах, вертолетах или любом другом местном виде транспорта.
Деньги на этом немудреном бизнесе взрастают невероятные. Если рядом водятся индейцы, можно продавать настоящие индейские перья (в смысле, не те, что растут на индейцах, но те, что ими употребляются) - детки цепляют на голову и очень радуются. Если есть Статуя Свободы, то продают зеленые поролоновые короны для того же контингента. Если много комаров, продают футболочки с комаром размером с кошку: "Комар - национальная птица штата Миннесота (в натуральную величину)", - а футболка с комаром уже раза в два дороже.
Вот я и думаю: а что, собственно, стоит нам придумать своего медведя с перепончатыми лапами, черную сову с человеческим лицом или дикую кошку в синий цветочек - нашлепать открыточек с ними, заказать в Китае партию игрушек - и пусть глупые туристы идут в ловушку и ломают головы, настоящий это зверь или нет. Проложить туристские тропы, нанять местных студентов в гиды, соорудить пару исправных туалетов с хорошо привязанными рулонами бумаги, наляпать значков, футболок и кепочек - и держать карман как можно шире, ибо красивых мест и достопримечательностей у нас, может, и побольше будет... А то ведь от матрешек, право слово, тошнит.
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах