← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Послать подальше - собрать побольше

Карьера вузовского преподавателя в США напрямую зависит от того, нравится ли он студентам и какие оценки они ему поставят.

Обычно итоговый экзамен для профессора проводится на предпоследнем занятии, когда весь курс уже прочитан, ни с какой неожиданной стороны преподаватель проявить себя уже не сумеет - и студент может судить о своих впечатлениях исчерпывающе и без опаски - поскольку подписывать листочки, на которых написано, что ты думаешь о преподавателе, совсем не обязательно.

Младшие, не укоренившиеся в университете профессора и доценты держат экзамен перед студентами после каждого прочитанного курса. Профессора с постоянным местом (tenure) оцениваются своими подопечными каждый третий семестр.

В чем-чем, а в выставлении оценок тамошние студенты поднаторели: за четыре года учебы (частный колледж, где я преподавал, расположен в небольшом городке в штате Индиана) им надо прослушать - и сдать - более тридцати курсов. Десять - по главной, профилирующей дисциплине (major), а остальные по свободному выбору. Каждый курс включает три проверки - промежуточный экзамен, домашнее сочинение, и экзамен конечный. Из всех трех выводится общая оценка. А - соответствует нашей твердой пятерке, A с минусом - пониже, В - это четверка - и так далее.

А в том, что касается оценки студентами своего преподавателя, еще и деканат помогает. Оттуда приносят специальный вопросник, где указаны шесть позиций: преподавание, планирование, стимуляция (то есть как вы студента подбадриваете и поддерживаете в нем интерес к учебе), поддержка материалами (приносите ли вы студентам книжки, советуете ли посмотреть ту или иную статью или сервер), а также помощь и уважение.

Кроме этого, студенты могут высказать замечания и пожелания в свободной форме. Сам оцениваемый профессор этих отзывов, конечно, не собирает. Приглашают коллегу, который вкладывает листки в конверт, заклеивает и сдает в деканат. Все листки без подписи, но при желании особо вредного студента можно потом вычислить по почерку - настолько примелькаются за полгода их тетради.

Американские студенты мало читают. Когда на заседании кафедры я ненароком упомянул, что моя группа должна прочитать целиком "Братьев Карамазовых", коллеги мне просто не поверили. И оказались правы. Хотя курс был специальный - по русской литературе, прочитали Достоевского - или сделали вид, что прочитали - всего два-три человека. Остальные прямо объявили, что на это у них нет никаких сил, и пусть я им разрешу прочитать только выдержки. Я разрешил...

Зато студенты очень много пишут. Все проверки, почти без исключений - письменные. Профессор (в данном случае я) сочиняет два-три вопроса, студенты выбирают из них то, что кажется им интересным, и группа либо все занятие скрипит над ними в аудитории, либо уносит задание и пишет дома неделю-другую.

Письменные проверки хороши тем, что допускают меньше субъективности. Все можно доказать, обсудить и - если понадобится - оспорить.

Но говорить вслух, кому из студентов какую оценку ты поставил - нельзя. Не полагается также публично хвалить и ругать: учеба каждого - его личное дело. Если надо - обсуди все с глазу на глаз в профессорском кабинете. Ты - профессор - всего лишь наемный работник. Нанял тебя он, студент, а посредником выступает администрация.

Недели через две после того, как студенты тебя оценили, получаешь из деканата все эти листки - и распечатку, где все показатели (преподавание, планирование, стимуляция и т.д.) расписаны с точностью до тысячных долей. Твои показатели сравниваются со средними по всему университету (по кафедре, по половой принадлежности, по профессиональной группе - среди, например, доцентов), и, соответственно, обретают значки "хуже", "лучше" или "на общем уровне". Через несколько лет, когда встанет вопрос, дать ли тебе постоянное место в университете, кипа этих бумажек решит твою судьбу.

После того, как профессор получил постоянное место, его зарплата растет резко и высоко. В среднем в США в частных университетах, где студенты учатся пять лет, "полный профессор" получает $80.000 в год, доцент (assoсiate professor) - $53.000, ассистент (assistant professor) - $45.000. В государственных университетах профессора получают в среднем $63.000 в год. В колледжах с четырехгодичным обучением зарплата еще ниже: в частных - $54.000, в государственных - $48.000.

Для сравнения - квартиру с меблировкой в той же Индиане рядом с нашим колледжем можно снять за $500 в месяц, питание - $200 долларов на человека, аренда машины на месяц - $350. А за $80.000 можно найти небольшой уютный домик вблизи университета. Так что грызня вокруг постоянных мест на кафедре - обычное дело. Нередко доходит до суда. Излюбленный аргумент тех, кому в месте отказали - дискриминация. Дискриминация как женщины, как марксиста, как темнокожего... Или - обратная дискриминация - как белого, когда темнокожим предоставляется преимущественное право, а белые - отодвигаются во вторую очередь.

Но уж если ты постоянное место получил, уволить тебя не имеют права до самой пенсии. Кроме редких исключений: за взятки и за романы со студентками (студентами). Поскольку работать на одном месте может надоесть, раз в семь лет ты получаешь годичный отпуск и можешь ехать куда угодно - с полным сохранением зарплаты.

Перед каждым курсом профессору требуется составить "силлабус" - письменный обзор курса с требованиями к студентам, последовательностью прохождения материала и экзаменов и списком литературы. Но студенты вплоть до первого занятия этого обзора так и не увидят: выбирать курс из длинного списка им приходится просто по названию.

В нашем частном и довольно дорогом колледже студент платит ежегодно $13.000 за обучение и еще $4.000 - проживание и питание. Да, две трети студентов получают финансовую помощь со стороны - от разных фондов и организаций. Но - вне зависимости от источников финансирования - за такие деньги любой имеет право требовать, чтобы к нему относились внимательно и учитывали его пожелания.

На одного профессора у нас в Индиане приходится в среднем всего двенадцать студентов. Атмосфера камерная. В государственных университетах это соотношение в несколько раз больше, аудитории часто переполнены, к профессору не пробиться, хотя плата за обучение, конечно, гораздо ниже.

Но получить работу выпускнику легче именно после частного престижного колледжа. Сказывается не только качество образования, но и нацеленность на карьеру (если человек готов вложить в свое образование большие деньги, значит, он и работать готов с такой же отдачей). Кроме того, в частном вузе народу меньше и все на виду: тем самым человек привыкает иметь дело напрямую с руководителем, а не прятаться в толпе однокурсников.

У студентов каждого года обучения свое полуофициальное прозвище: первый курс - freshman (новенький), второй - sophomore, третий - junior, четвертый - senior. На предпоследнем году обучения начинается интенсивный поиск работы. Если студент появился вдруг на занятии в строгом костюме с галстуком вместо извечной майки и бейсбольной кепки, выглядит бледным и рассеянней обычного - все ясно, после занятий идет на интервью с работодателем. Время от времени представители разных компаний и учреждений, которые в принципе были бы заинтересованы в наших выпускниках, приезжают в университет сами, однако большой отдачи от всех этих интервью и собеседований, по-моему, нет: получить работу по специальности сразу после университета очень трудно.

Свое Curriсulum Vitae (резюме) принято рассылать как можно в большее количество фирм. Ответов, правда, приходит мало, приглашений - еще меньше. Тем не менее, тут прямо пропорциональная зависимость: чем больше резюме ты разошлешь, тем больше ответов - несмотря на то, что все равно мало, - тебе придет, и тем больше шанс, что тебя пригласят на хорошее место.

Ну чем может похвастаться двадцатилетний юноша? Помимо оценок и результатов тестов фирмы обращают внимание на вашу общественную активность: ездил, например, ухаживать за больными в Сальвадоре или Гватемале - значит, легок на подъем, имеешь широкий кругозор и не боишься черновой работы. Рекомендуется указать и на членство в спортивной команде или в студенческом совете. И подчеркнуть - если это правда - свою руководящую роль в той или иной сфере. Пусть пока ты командовал лишь расселением студентов или организовывал пикник - в специалистах с задатками лидера заинтересованы многие фирмы.

Смотрите также
64698
Анонс самых интересных материалов

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах