← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Последние из могикан

В каждой стране есть свое нацменьшинство, а то и несколько. Может быть, никакого нацменьшинства нет в Сан-Марино, ибо там и коренного-то населения кот наплакал, а так везде есть. И как же быть маленькому нацменьшинству среди больших нацбольшинств? Приходится ему либо смирно исчезать с лица земли, либо бороться за свои права.

Чингачгук - Большой Змей

Безусловно, самым любимым нацменьшинством в мире являются североамериканские индейцы - за это они должны поставить памятник Фенимору Куперу и Сетон-Томпсону, а то так бы и прозябали, как какие-нибудь орочи (это у нас есть такой северный народ, в прошлом году состоявший из двадцати восьми человек. Сколько их в этом году, даже спрашивать страшно). А так индейцы США живут в целом хорошо, только немножко спиваются и вымирают.

А в остальном все у них отлично. Живут в резервациях, где пачка сигарет стоит восемьдесят центов, что в четыре раза меньше, чем в среднем по Америке. Да и деньги у них есть - на откуп индейцам в нескольких штатах отдан игорный бизнес. Во Флориде все казино принадлежат племени семинолов, а в Коннектикуте - одному из самых процветающих американских племен, машентукит пикуот, которое вообще владеет самым большим и самым прибыльным казино в стране. Деньги пускают они все больше на хорошее: строят школы и больницы, украшают резервации и пытаются сохранять свое индейское культурное наследие.

Однако будущее племенного игорного бизнеса вдруг оказалось под угрозой: в конгрессе сейчас лежит законопроект, лишающий индейские племена юридического иммунитета. Тут-то и развяжутся руки у местных властей, которые давно мечтают заставить индейские племена платить налоги, от которых те, имея статус независимых народов, пока еще освобождены.

У других племен - другие проблемы. Так, у племени прерия, проживающем на острове Прерия же в штате Миннесота, в пятистах метрах от резервации расположились АЭС и хранилища радиоактивных отходов. Индейцам это вредно; и вот прерии сражаются за ликвидацию всего этого, но пока безрезультатно.

Что-то подобное грозит индейцам племени чемеуэви в Калифорнии. Правда, у них еще есть шанс не допустить строительства свалки радиоактивных отходов на своей священной земле, поскольку они неожиданно нашли союзников в лице соседнего Лос-Анджелеса, который тоже боится радиации.

А в штате Вашингтон индейцы племени люмми ведут борьбу с местными властями за право владения и пользования водными источниками и ведения в них рыбного промысла. Собственно, именно возврат исконных вод и земель, - это главное, чего хотят коренные народы всего мира.

В Канаде недавно привели к некоторому результату тянувшиеся с середины семидесятых переговоры индейцев с правительством. Индейцы хотели, чтобы им вернули вообще все земли, которые раньше им принадлежали. Власти же указывали на тот прискорбный факт, что индейцев по сравнению с прежним осталось хорошо если десятая часть, поэтому так много земли им теперь совсем ни к чему. К тому же - куда прикажете деть миллионы неиндейцев, давно уже устроившихся на исконно племенных территориях? Как бы то ни было, на днях часть их исторических земель канадским индейцам все-таки вернули. Но не все, так что борьба продолжается.

А в общем канадские власти прямо-таки балуют своих индейцев. Вот, например, - отныне аборигенам, проходящим службу в армии, разрешено носить распущенными их длинные волосы или заплетать их в косу, когда это предусмотрено их религиозными верованиями. До сих пор такого им не позволялось, а когда военнослужащие последователи Великого Духа все-таки устраивали на голове нравящуюся Маниту прическу, то на них налагали дисциплинарные взыскания. А индейцы на это отвечали жалобами в комиссию по правам человека.

Новым приказом по военному ведомству индейцам разрешено носить не любые прически: устав допускает либо одну одинарную или сдвоенную косу длиной до подмышки, либо распущенные волосы, не опускающиеся ниже воротничка военной рубашки (без перьев!). При этом требуется, чтобы абориген до причесывания подал соответствующий рапорт, а священник воинской части, проконсультировавшись с кем следует, удостоверил, что просьба действительно обусловлена верованием данного военнослужащего. Кроме того, командир части, рассматривающий рапорт, несет личную ответственность за то, что его удовлетворение не станет помехой для исполнения военнослужащим его служебных обязанностей - впрочем, когда это индейцам мешали воевать длинные волосы?

Нововведение уже вызвало критику в определенных военных кругах, считающих, что подобные послабления посягают на установленные в армии порядки и негативно скажутся на дисциплине. Впрочем, вряд ли 969 индейцев, пребывающих сейчас в канадской армии, своими неформальными прическами смогут разложить боевой дух всех 63.000 служащих канадских вооруженных сил.

Несмотря на такие послабления, канадские индейцы все же считают, что в целом с ними обходятся несправедливо. И, может быть, они правы - вот недавно белый полицейский, застреливший индейского подростка, отделался условным заключением. А в это же время четыре с половиной года тюрьмы дали десяти индейцам племени шушуа - за вооруженные выступления в Британской Колумбии в 1995 году. Приговор индейцам мало кто из аборигенов оспаривает - ведь они были признаны виновными в намерениях, представлявших угрозу для жизни, и во владении оружием в целях, создававших опасность для общественного спокойствия. Огорчает индейскую общественность то, что хоть полицейского присяжные и признали виновным в преступной халатности, повлекшей смерть 16-летнего безоружного чиппева, - тем не менее судья своим условным приговором по сути дела отпустил ему грехи.

Дочь Монтесумы

В странах Латинской Америки индейцев вроде бы очень много: их здесь больше 40 миллионов, и представляют они 581 этническую группу. Почти 92 процента коренного населения американского континента проживает в шести странах - в Мексике (12 миллионов), Перу (9 миллионов), Боливии (5,5), Гватемале (5,3), Эквадоре (4,1) и Чили (1).

Меньше всего индейцев осталось во Французской Гвиане (4 тысячи), Доминиканской Республике (13 тысяч), на Кубе (17,8 тысячи), в Белизе (21 тысяча) и Коста-Рике (32 тысячи).

В самой многолюдной стране Латинской Америки - Бразилии (163 миллиона жителей) - осталось всего 280 тысяч аборигенов, представляющих 206 племен. В Мексике с ее 93 миллионами жителей насчитывается 12 миллионов индейцев, принадлежащих к 56 народностям. В Колумбии (37 миллионов жителей) - 600 тысяч аборигенов и 55 этнических групп. В Аргентине (35 миллионов жителей) число индейцев из 16 племен составляет 342 тысячи человек.

Среди стран, в которых индейцы составляют наибольший процент в общем населении, лидирует Боливия: из 7,8 миллиона ее жителей 5 с половиной миллионов - аборигены. На втором месте Гватемала, в которой из 11 миллионов граждан 5,3 миллиона - индейцы.

Однако раньше их было больше. В одной только Мексике с 1492 по 1997 год вымерли или полностью ассимилировались от 93 до 112 индейских народностей - точно теперь никто уже не скажет, потому что они вымерли или ассимилировались. А из тех, кто остался, больше всего сейчас в Мексике индейцев отоми, мистека, сапотека, юкатанских майя и тараска, которые всячески борются за свои права.

Главная борьба происходит в мексиканском штате Чьяпас, где то и дело случаются вооруженные столкновения между индейцами и властями. Индейцы хотят закона о своих правах и касающихся этого поправок к конституции. Документы про то, что им это дадут, были подписаны еще в 1996 году - но пока ничего так и не случилось. И вот повстанцы Чьяпаса требуют прав индейских общин на культурно-политическую автономию, отвечающего их традициям судопроизводства и частичного контроля над природными ресурсами принадлежащих им земель. А государство считает, что не может позволить образования на своей территории зон, свободных от соблюдения единого для всех граждан законодательства. Вот они до сих пор никак не могут договориться.

А сейчас и чилийские индейцы народности мапуче грозятся выйти на тропу войны - если власти не вернут им земли, которых мапуче были лишены в начале века путем, как уверены их лидеры, нечистоплотных юридических махинаций.

В южной части Чили в последние месяцы все чаще вспыхивают конфликты, вызванные тем, что группы индейцев просто захватывают участки земли, и властям приходится выдворять их оттуда с помощью полиции. Обостряющаяся ситуация не может не беспокоить чилийские власти - тем более, что всего индейцев мапуче больше миллиона, а это 8 процентов населения страны.

Тем временем владельцы земельных участков, которым грозит захват со стороны индейцев, усиливают охрану своих поместий и лесных угодий, а присутствие вооруженных и хорошо обученных людей в зоне конфликта отнюдь не способствует снижению напряженности на обширной территории к югу от Сантьяго. Власти опасаются, что эту напряженность используют ультралевые силы, чтобы разжечь очаг революционной борьбы, подобный конфликту в мексиканском штате Чьяпас. А индейские лидеры без конца заверяют общественность, что захват земли будет продолжаться, поскольку он правилен: ведь в начале века у мапуче было 350 тысяч гектаров земель, а теперь осталось всего 250 тысяч.

Дикая собака Динго

Недавно, впервые за два года своих полномочий, премьер-министр Австралии Джон Говард побывал в местах проживания аборигенов и пообещал добиваться улучшения условий их жизни. Глава правительства, высадившись на острове Элко в тропической северной части страны, вместе со старейшинами племен принял участие в тайной церемонии паломничества к священным местам аборигенов, засвидетельствовав их право на занимаемые земли.

Длительное время белые в Австралии даже не учитывали аборигенов при переписях населения, и только в последние десятилетия за ними стали признавать право считаться коренными жителями континента и пользоваться своей землей. А раз так, то старейшины племен передали Джону Говарду петицию с требованием признания права юридического сосуществования традиционных аборигенских законов с австралийскими.

В то же время суд штата Квинсленд недавно запретил аборигенам свободную охоту на диких животных для пропитания, чем они занимались на протяжении тысячелетий. Для отлова крокодилов и других обитателей лесов и рек штата им теперь потребуется специальное разрешение властей.

А коренные австралийцы в ответ на это заявили свои права на обширную территорию в районе Большого барьерного рифа. Впрочем, эту территорию им будет получить непросто: именно здесь находятся самые рыбные австралийские места, да и туристы чаще всего приезжают именно сюда. Всего аборигены предъявили права на 120 различных районов на территории континента.

Впрочем, претензии аборигенов не ограничиваются территориальными. Они хотят и соблюдения всяких прочих прав - в частности, права работать Санта-Клаусами. Тут такая история вышла: на рекламу торгового дома "Майер" о приеме на временную работу в дни Рождества и Нового года откликнулось 200 человек, но заявления были приняты лишь от пятидесяти. Аборигены и женщины получили отказ; и вот тут-то на сторону отвергнутых Санта-Клаусов встали защитники гражданских прав. Весьма неубедительно прозвучало на суде заявление представителя "Майер" о том, что дети, дескать, могут испугаться необычного Санта-Клауса в исполнении темнокожего аборигена первобытного вида. У правозащитников есть такое мощное оружие, как антидискриминационное законодательство, принятое не так давно парламентом, и, как считают юристы, исход суда практически предрешен. В будущем году дети Австралии получат Дедов Морозов самых разных полов и расцветок.

А вообще тут в Австралии появились сомнения по поводу того, а такие ли уж исконные австралийцы эти аборигены? До сих пор считалось, что они тут живут уже 180 тысяч лет - а последние ислледования показали, что вроде бы никак не больше 10 тысяч. Что же касается самих аборигенов, то они убеждены, что их предки ниоткуда сюда не переселялись и вышли из недр самой земли в Австралии в некие времена сновидений.

Очи черные

С цыганами везде очень непросто. С одной стороны, они загадочные и красиво поют. С другой стороны, они грязные, нахальные, крикливые, воруют коней, кур, деньги и детей, не принимают участия в жизни страны, не хотят голосовать, подчиняться положенным правилам и еще куда-то все время едут. Сами понимаете, как же таких любить?

Из стран Восточной Европы, где цыган всегда было много, они стараются сбежать в поисках лучшей жизни. Вот недавно один табор из Словакии перебрался в Англию и на основании того, что на родине цыгане подвергаются расовым преследованиям, попросил там политического убежища. Правда, словацкие власти заявили, что все это вызвано экономическими, а не политическими мотивами и что Словакия не считает себя страной, где этнические меньшинства преследуются. Это сказал министр внутренних дел; и еще он сказал, что его правительство рассматривало вопрос о принятии ряда социальных и других мер, чтобы улучшить ситуацию со словацкими цыганами, самой бедной частью населения, для которой характерны высокий уровень безработицы и преступности, низкий уровень образования и плохие жилищные условия. Согласно официальной статистике, Словакия располагает 85.000 цыган, но есть все основания подозревать, что на самом-то деле их гораздо больше, поскольку многие цыгане предпочитают прикидываться людьми других национальностей.

Вот и в Болгарии с цыганами не все гладко. Например, в середине мая местные бритоголовые устроили очередную расправу над группой цыганских малолеток. В заброшенном доме, расположенном в самом центре Софии и облюбованном промышляющей попрошайничеством цыганской ребятней, разыгралось настоящее побоище. Один из подростков был выброшен из окна второго этажа и умер прямо на улице, однако никто из жителей соседних домов не счел необходимым вмешаться или хотя бы вызвать полицию.

Удивительно спокойно этот печальный инцидент восприняли и официальные власти, хотя с 1995 года в Болгарии регистрируется рост насилия против представителей цыганского меньшинства. Известно, что они по меньшей мере в 9 случаях становились жертвами жестоких расправ, некоторые из которых завершились летальным исходом. Реакция общества и органов правосудия редко бывает адекватной: самый строгий приговор, вынесенный убийцам цыганки Недки Атанасовой, например, - это 1 год лишения свободы.

В действительности, указывают правозащитники, цыгане куда чаще, чем уверяет официальная статистика, становятся объектами насилия. Но об этом мало кто узнает - как из-за отношения к цыганам местных властей, так и по той причине, что многие цыгане либо не имеют представления о своих гражданских правах, либо слишком запуганы, чтобы решиться на протест.

Положение болгарских цыган ужасает, говорят здешние правозащитники. По их данным, 92 процента представителей этого меньшинства в городах не имеют работы; цыгане составляют больше свыше 90 процентов всех тех, кто сидит в болгарских тюрьмах. То есть идет тотальная криминализация целого народа, лишившегося после крушения социализма и свертывания старых социальных программ какой-либо государственной поддержки и поставленного в абсолютно дискриминируемое положение по отношению не только к болгарскому населению, но и к этническим туркам, которым и самим-то жить в Болгарии несладко.

Особой остроты конфликты между болгарским и цыганским населением достигают в деревнях, где экономическая ситуация куда хуже городской, а представители обоих народов часто находятся просто на грани физического выживания. В некоторых селах со смешанным населением были даже зарегистрированы попытки устроить суд Линча над цыганами, заподозренными в воровстве, угонах скота и иных преступлениях.

Практически ни один из этих эпизодов не привлек внимания официальных властей. Более того, как считают правозащитники, часто сама полиция демонстрирует явные признаки расистского поведения и, не смущаясь, проводит настоящие карательные акции в цыганских гетто. Наиболее известным примером считается дело "Антонов против Болгарии", которое вскоре должен рассмотреть Европейский суд по правам человека. Истец, болгарский цыган Асен Антонов, обвиняет полицию в жестоком обращении при задержании и грубом нарушении своих гражданских прав. В 1992 году Асен, тогда еще 14-летний подросток, был задержан полицией и подвергся жестокому избиению, однако за все эти годы он и его семья не сумели добиться от судебных инстанций объективного рассмотрения этого дела.

Нынешнее болгарское уголовное законодательство не имеет даже такого определения, как расистская мотивация преступления. В болгарском УК, правда, существует целая статья "Преступления против национального и расового равенства", но составлена она так ловко, что ее применение в судебной практике практически невозможно. Поэтому с 1990 года на основании этой статьи не был осужден ни один преступник.

Думаете, в Чехии цыганам лучше? А вот и нет. Чешские города начали возводить заборы вокруг районов, где живут шумные цыгане, причиняющие много неприятностей. Создаются настоящие гетто для них, поскольку власти смотрят на цыган как на ужасное неудобство. Шаги, предпринимаемые против цыган в таких городах, как Усти и Пльзень, могут вынудить цыган искать убежища в Великобритании.

В Центральной Европе цыган много, и между ними и местными жителями постоянно происходят стычки. Чехи, однако, сами создали для себя проблемы после раздела Чехословакии на две страны, Чехию и Словакию. Около 100 тысяч цыган тогда были объявлены словаками, хотя большинство из них родились на чешской территории, и теперь, чтобы стать чешскими гражданами, цыгане должны выполнить несколько сложных условий, в частности, предъявить вид на жительство, а также справку об отсутствии судимостей.

Живя в заброшенных местах на окраинах чешских городов, они подвергаются нападениям бритоголовых - полиция редко вмешивается, а официальные власти не обращают на это внимания. Это подтолкнуло тысячи цыган искать убежища в Канаде и Великобритании.

Теперь города Усти и Пльзень предприняли дальнейшие шаги. В городе Усти, расположенном на Эльбе, власти решили построить две стены высотой 12 футов, обнеся ими ветхие здания, где живут 39 цыганских семей. Местные официальные лица утверждают, что это отнюдь не гетто... И намечают строительство третьего забора и еще одного здания, что и замкнет ограждение. Цыгане будут жить на территории, закрытой со всех сторон, а частные охранники круглосуточно примутся патрулировать этот район.

Официальная причина заключается в том, что цыгане не платят за проживание в принадлежащих городу квартирах и вдобавок постоянно устраивают грабежи на улицах. Соседи жалуются, что по ночам здесь происходят пьяные разборки и слышится пение. Однако стоимость такого ограждения, безусловно, превысит всю цыганскую квартирную плату, да еще и за несколько лет.

В городе Пльзень цыган поселят в 10 домиках, окруженных забором, на окраине города. Внутри будет полицейский участок, и сторожа будут наблюдать за домиками.

Все это очень смахивает на расовую сегрегацию, за что весь мир, в первую очередь - страны Восточной Европы, так недавно осуждали ЮАР.

Вероятно, такое отношение вызовет миграцию цыган на Запад. Тем более, что их к этому деликатно подталкивают: чешское телевидение показывает всякие фильмы - то о том, как славно живут в Канаде шесть сотен приехавших туда чешских цыган, то как их ждут в Великобритании, где на цыган просто вываливают щедрую социальную помощь...

Тысяча и одна ночь

По всему миру разбросано множество нацменьшинств, куда менее известных, чем индейцы или цыгане, но от этого не менее несчастных. Редкая страна, вводя у себя какие-то новые законы, задумывается об их последствиях для малых народов.

Вот, например, Алжир. Алжирская Ассоциация в защиту арабского языка призвала президента страны заставить правительство выполнить закон об арабизации. Закон предусматривает полную замену пока еще доминирующего здесь французского языка арабским во всех сферах алжирской жизни. Этот закон был встречен в штыки значительной частью населения страны, по-прежнему широко использующей французский язык, а также - и особенно - берберами, назвавшими его бедствием. Закон об арабизации предусматривает, в частности, перевод на арабский язык всего делопроизводства, отказ от использования иных языков на телевидении и в деятельности политпартий. А берберы, из которых почти на треть состоит Алжир, уже давно добиваются признания своих прав на национально-культурную самобытность и совсем не хотят говорить и жить по-арабски.

Но это еще что. Вот в другой африканской стране, в Судане, живет племя нубийцев. Это гордый сельский народ, и, несмотря на то, что многие нубийцы исповедуют ислам, так же как и правительство страны, они - союзники повстанцев из Народно-освободительной армии Судана. В этой длящейся долгие десятилетия войне мусульманские и арабизированные правительственные войска на севере противостоят в основном черным африканцам и христианам на юге.

В результате войны десятки тысяч нубийцев рискуют умереть от голода и болезней. И тем не менее - они не хотят получать иностранную помощь, если она контролируется правительством. Правительство не смогло смириться с существованием анклава сопротивления в горах Нуба. Местное население и организации по правам человека говорят, что за последнее десятилетие правительство предприняло многочисленные жестокие вылазки в попытке уничтожить сопротивление нубийцев, а еще лучше - вообще как-нибудь извести этот народ. Власти вынуждают нубийцев поселяться в контролируемых правительством лагерях или мирных деревнях. По свидетельству правозащитников, тактика правительства в горах Нуба состоит из мародерства, сжигания собственности и запасов продовольствия.

С начала гражданской войны примерно половина из двух миллионов нубийцев была перемещена на север, половина оставшихся живет в мирных лагерях. Они болеют, голодают и вымирают - такой всегда была судьба непокоренных, но малочисленных народов.

В Лаосе несколько лет назад правительство решило охранять леса, что очень похвально. Но для спасения лесов правительство придумало интересный ход: убрать оттуда горные дикие лаосские племена, которые в своей земледельческой деятельности руководствовались вырубкой и сжиганием лесов, потому что по-другому они не умеют: дикие.

И вот их стали переселять. И пришли в племена смерть и голод.

От переселения в более низкие места племена, привыкшие к горным условиям, стали болеть и умирать. К тому же, как это часто бывает с лесными людьми, жители изолированных горных деревень не обладают иммунитетом от болезней, типичных для низменностей - и то, что для нас с вами выливается в легкую простуду, для них часто заканчивается смертью. К тому же многие горцы не знают, как выращивать рис на плодородных равнинах, а знают только привычные методы возделывания почвы на крутых горных склонах.

В некоторых деревнях уровень смертности достиг 30 процентов. От 40 до 50 процентов детей в общинах, переселенных за последние 8 лет, страдают от первой степени недоедания.

Правительство испугалось и решило великое переселение народов приостановить. Тем более, что меньшинствам совсем не нравится умирать, а правительству надо, чтобы племена были всем довольны: ведь именно они, а их в Лаосе - около 30 процентов всех жителей, были и есть опора и поддержка Лаосской коммунистической партии, и если они вымрут, то коммунистов от власти погонят и в Лаосе.

Смотрите также
Анонс самых интересных материалов

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах