← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Физика твердого тела

Слышал по телевизору, что Америка двухэтажная. Решил съездить проверить.

Возможность путешествия предопределило совпадение двух факторов.

Первый - международная научная конференция в Болвере (штат Колорадо), где я должен был сделать доклад по физике твердого тела.

Второй - в Денвере живет мой закадычный друг, Андрей, который уехал в США более восьми лет назад и успел за это время превратиться из советского квалифицированного рабочего в НИИ, не совсем исправно являвшегося на службу к 9 утра и получавшего свои 200 рублей - в не менее благополучного американского строителя, имеющего собственную фирму (2 человека) по ремонту и строительству.

Летел я из Москвы в Денвер, штат Колорадо, с пересадками на "Боингах" - 777, 737 и 747. Из всех компаний лучшей оказался наш Аэрофлот ("Боинг-777"): полет прошел прекрасно, причем, и вылетели мы, и приземлились с точностью до минуты. К тому же наши пилоты сажают самолет на два порядка мягче, чем принято это у американских коллег - на местных рейсах приходится не раз подскочить на мягком месте, прежде чем почувствуешь, что самолет сел и все в порядке.

Когда мы улетали из Чикаго, у "Боинга-737" не включился на взлетной полосе левый двигатель, и всех стали пересаживать в другой лайнер. Естественно, мы здорово опоздали. Правда, фирма своей вины не отрицала и даже попыталась компенсировать причиненные неудобства выдачей талона на бесплатное питание ($10) в "Макдоналдсе", в десяти метрах от посадочных ворот. Но съесть всю компенсацию - на $10 - я не смог: слишком много.

Короче, мы опоздали в Денвер на три часа. Андрей ждал меня - на то ли еще способен верный друг, однажды приезжавший встречать меня в аэропорт Монреаля (Канада) из Бостона, где он тогда жил - почти за тясячу миль!

Штат Колорадо знаменит когда-то бушевавшей здесь gold rush - золотой лихорадкой, тем, что здесь кончается великая Американская равнина и из-под земли внезапно вырастают самые высокие в Америке Скалистые горы (Rocky Mountains), а также недавней встречей Большой Восьмерки. Она началась в Денвере как раз когда я приехал, но с Борисом Николаевичем мы ходили, видно, по разным улицам.

Что же касается Андрея, главной причиной, почему из разных других городов Америки он через восемь лет жизни в этой стране выбрал в качестве более-менее постоянного места жительства именно Денвер, - стало то обстоятельство, что это сейчас один из наиболее быстро развивающихся городов США.

Сорок лет Колорадо работал на войну. На Скалистом плато (Rocky Flats) в 16 милях западнее Денвера ни на минуту не останавливались заводы, на которых делали ядерное оружие. С окончанием холодной войны все это стало ни к чему. Ядерное производство закрыли и разработали официальный план конверсии, согласно которому на базе целевых исследований при участии университетов региона предстоит развивать новые гражданские отрасли - но так, чтобы использовать накопленный военный потенциал. Здесь много новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов, с высокой зарплатой. Ну, а где есть работа, развивается и инфраструктура - бурно строится все - в том числе жилье. К чему и решил приложить свои руки мой старый друг.

Андрей вместе с еще одним бывшим русским парнем - Олегом (его прозвище в фирме - "вождь") стал субподрядчиком строительной фирмы Montgomery Ward Home Improvement, представительство и склады которой находятся на окраине Денвера.

Ребята переехали в Колорадо из Бостона всего полгода назад. Их собственная маленькая строительная компания, независимая от Montgomery, названа по инициалам B&D Const. Co. Андрей женат, его жена работает в банке - сидит в окошечке и общается с американскими вкладчиками на чистейшем английском языке - результат прилежных занятий в советской школе и шестилетней языковой практики в США. Еще один член коллектива - собака по кличке Рей, которую щенком подкинули Андрею в машину, когда он - еще в Бостоне - работал, как и положено русскому иммигранту, таксистом.

С Home Improvement ребята сотрудничают всего несколько месяцев. За это время освоили 5 или 6 объектов - частные одно- и двухэтажные домики. B&D Const. Co специализируется в основном на отделке зданий: пластиком, но "под дерево" - с пяти шагов на отличишь!

Зарабатывают они $20 в час на каждого и считают себя одними из лучших субподрядчиков фирмы - плох тот солдат, который не считает, что он почти уже генерал. Пока все доходы вкладываются в дело, идут на покупку транспорта, специального оборудования и необходимого инструмента: машина, переносные леса, десятки разных приспособлений для того, чтобы пилить, резать, забивать, закручивать, ровнять, тесать, ставить скобы и так далее.

Живет B&D Const. Co в доме, который ребята снимают за $700 в месяц. Три спальни, в одной из которых поселили меня, кухня (стиральная и посудомоечная машины), общая комната. Стульев они почему-то не признают, на кухне едят стоя, кто стоять не может или не хочет - садится на пол или идет в соседнюю комнату. В большой комнате стоит диван и висит российский флаг, причем - представьте себе, не ради стеба. Кроватей в спальнях тоже нет - на полу матрацы. Во-первых, не такие уж они богатые, а во-вторых, в Колорадо жарко.

На улице стоят никогда не запирающиеся подержанные машины - грузовичок-джипок "Форд" грузоподъемностью более 2 тонн - для работы, "Кадиллак" и "Понтиак", приобретенные, в принципе, за гроши - за $700 и $300 и доведенные до ума рукастыми россиянами.

В России Андрей не только работал в НИИ, но и получил немалый строительный опыт: каждый отпуск ездили шабашить, один из старых друзей-шабашников приезжал к нему в этом году на несколько месяцев по частному приглашению, и они неплохо поработали. Класс есть класс. Или еще так: мастерства не пропьешь.

Мне до настоящих шабашников, конечно, далеко, поэтому B&D Const. Co смогла меня зачислить лишь учеником-добровольцем - за харчи и за постой - в качестве чего-то экзотического. В начале работы, при нулевом, так сказать, цикле меня с гордостью представляли заказчикам-хозяевам: вот, мол, у нас helper, помощник или, проще говоря, мальчик на побегушках - доктор наук.

Я против такой аттестации не возражал, поскольку тут же получал заинтересованных собеседников, которые начинали меня расспрашивать, как я дошел до того, чтобы подносить инструмент и подавать доски - точнее, досок там нет, обшивают стены длинными светлыми полосками пластика. В ответ я не молчал, стараясь на все сто использовать возможность попрактиковаться в языке с исконными американцами.

Рабочий день у нас был ненормированным и определялся объемом работ, погодой и настроением. Подъем в 5-6 утра, общий сытный завтрак - готовили его в субботу и сразу на несколько дней: жбан похлебки (картошка с мясом, капустой, помидорами и разной зеленью). Главным кашеваром - как и вообще главным - был Андрей.

Позавтракав, к 7 часам едем минут на сорок в спортклуб (Colorado Athletic Club, членство $50 в месяц). Всевозможные тренажеры, бассейн, сквош, сауна и прочее. Плаваем, качаемся, паримся, моемся, бреемся - тот, конечно, кто без бороды! Андрей и Олег в прошлом спортсмены, на почве лыж, плавания, волейбола и тенниса мы в свое время, в начале 80-х, и сдружились.

Утренние занятия спортом нужны не только ради поддержания формы и нормального самочувствия, но и потому, что раньше 8 утра к заказчику идти бесполезно - спят. Хотелось бы, конечно, начинать работу пораньше - очень уж тут жарко - по их Фаренгейту за 90 (35 по нашему Цельсию).

Но вот хозяева проснулись. Мы работаем и потягиваем воду, замороженную в морозильнике в пластиковых бутылках из под кока-колы, по мере ее оттаивания. Я отвинчиваю пробку чаще других, так как дел у меня меньше - подать, принести, унести, убрать.

Во второй половине дня часто гроза, ливень, торнадо. По телевизору так и говорят: "С утра солнце, после трех часов дня торнадо".

Мы вкалываем до 8-9 вечера, потом быстро темнеет. Перед отъездом - уборка территории, тщательность которой и не снилась нашим отечественным строителям. Эта самая уборка мусора - старой обшивки, кусков пластика, опилок - и была моей главной обязанностью и посильным вкладом в процветание гражданского строительства братской Америки.

После окончания работ на объекте весь мусор собираем в тару и везем за город на свалку - за право вывалить то, что привез, там берут около $10. Потом все перерабатывается или уничтожается.

Если заказчику показалось, что после окончания работ все было убрано не слишком тщательно, он может позвонить в Montgomery Ward Home Improvement - подрядчику, и тогда у нас вычтут из зарплаты.

Если в какой-то день объект удается закончить не глубоким вечером, а пораньше - или просто невмоготу работать из-за жары - можно еще разок заскочить в спортклуб на пару часиков. В жару самыми удачными являются объекты в горах - какой-нибудь двухэтажный домик - а вокруг елки, белки, волки, бобры... Встретить волка в горах недалеко от стройки нетрудно, но не страшно. К человеку они привыкли почти так же, как он к ним. Однажды в горах мы встретили бичующих парня и девушку, вместе с которыми путешествовали почти белый волк и его подруга - большая серая овчарка с легким налетом дворняжничества. Волк был сдержан и одновременно совершенно свободен - откликался на что-то вроде "Шико", но в то же время чувствовалось, что в любой момент он может уйти.

Ребятам платят в виде зарплаты около 30 процентов всего, что платит заказчик, еще 30 процентов - цена стройматериалов, остальное - доход фирмы и уплата подоходного налога. Фирма обслуживает пять штатов. В зависимости от расстояния от Денвера стоимость работ меняется. В целом за отделочные работы берут от $100 до $140 за квадратный метр.

Перед тем, как ехать на объект, необходимо запастись стройматериалом на фирме. Бардак при поиске начальника, бухгалтера и прочих необходимых лиц и вещей и разговоры (непереводимые идеоматические обороты) на складе очень напоминают Россию и позволяют познакомиться с речевыми оборотами простых американских грузчиков и строителей, приводимыми далеко не во всех англо-русских словарях.

Личные машины и одежда рабочих не дают забыть, что это все же США. Во всяком случае, мои только что приобретенные за 50 баксов кроссовки смотрелись очень бледно.

В дни, когда есть работа, ребята спиртного не пьют, вечером - по паре бутылочек немецкого или чешского пива и - спать. Олег, он помоложе, 30 лет, чтобы быть в форме, ложится до полуночи. Андрей, старый 40-летний волк, может проговорить до трех утра, а в пять уже поднимает всю компанию на работу. Правда, в такие дни он ругается сильнее обычного, но слово Вождя - закон.

Если работы на завтра не предвидится, мы можем позволить себе выпить что-нибудь покрепче. По старинке любили столовое вино Ь 21 - водку "Смирнов" и армянский пятизвездочный коньяк. Моей любви к французским сухим винам коллеги не разделяли, но твердая позиция, которую я занял в этом вопросе, у них, кажется, вызывала уважение. Аналогичные сорта местных, преимущественно калифорнийских вин, тоже неплохи, но уступают своим французским прототипам в силу излишней прямолинейности и отсутствия второго вкусового плана. Дело в том, что в Калифорнии, в отличие от Франции, виноградники поливают, урожай получается выше раза в два, а то и в три, но качество вина - увы, слабее, так как виноград становится водянистее.

Тем не менее Калифорния славится своими белыми винами Шардонне и красными винами Каберне Савиньон. Зоны с более холодным микроклиматом дают более тонкие сорта. Так что приходилось нам "бегать" в ближайший магазин за французским, правда, "бегали" мы на "форде" или "кадиллаке". Но в остальном - все как в России.

Ребята довольны жизнью вообще и своим переездом из Бостона в Денвер в частности. В Бостоне Андрей работал шофером такси, хотя в России до этого никогда не водил машину, а Олег в Америке сменил несколько профессий - от охранника до специалиста по компьютерам. В следующем году ребята собираются укрупнять свою фирму с помощью квалифицированных русских рабочих: не секрет, что по гостевым визам в США приезжает множество людей из России, которые умеют в том числе и строить. Да, официально работать они права не имеют, но кто может помешать одному приятелю взять и дать другому немножко подработать?

В перспективе Андрей с Олегом подумывают и о выходе нa российский рынок. Объявление может выглядеть так: "Американцы в России: новые технологии в строительстве, общение по-русски". В Москве есть люди, которые помогут грамотно подобрать билеты подешевле, а в целом стоимость дороги от Москвы до Денвера через Чикаго около $900 - всего 40 часов работы в фирме B&D.

Когда своей высококвалифицированной и крайне своевременной помощью я исчерпал терпение Андрея, он предложил мне на спор проспать весь рабочий день за $20 в час. Думаю, очень немногие российские ученые отказались бы сегодня от такого предложения. По крайней мере я - согласился. Но тут Андрей вдруг вспомнил, что моя специфика - работа головой (или ему стало жалко $240 - рабочий день у нас длился 10-12 часов), тактично напомнил, что мне пора на симпозиум в город Болдер, сел за руль и бодро повез меня туда, благо этот небольшой университетский и почти курортный городок всего в 50 милях от Денвера. Правда, ехали мы туда пять часов - из желания поколесить по горам. У меня сложилось впечатление, что этот красный город (здания Университета построены из красного камня, того самого, которым так знамениты Red Rocks - Красные скалы, что вокруг) специализируется на проведении всяческих международных конференций. Во всяком случае, одновременно с нашим симпозиумом проходило еще около пяти других симпозиумов, конференций и разных собраний научной общественности.

Завтрак в стиле "шведский стол" (он включен в стоимость проживания - $137 за 5 дней) в университетском кампусе мог быть столь обильным, что вполне компенсировал отсутствие ланчей, которые в Европе, как правило, входят в число мероприятий, организуемых конференцией. На завтрак чаще всего было мясо, нарезанное тонкими полосочками-стружками, омлет разных видов, картошка, тушеная капуста, фрукты, молоко, разные соки, пепси-коки-спрайты, кофе и чаи - куча разных чаев в пакетиках с различными добавками трав. И на каждом пакетике - по два изречения мудрых людей, чтобы не скучно было пить. Завтракать можно много раз и подолгу, а вот выносить с собой ничего нельзя.

Conference dinner проходил в предпоследний вечер на ранчо в горах, недалеко от въезда в Национальный парк. Ранчо содержит одна большая семья. Родители, дети, братья, сестры и племянники все делают сами: составляют график движения автобусов и формируют туристский поток, обслуживают сувенирный магазин (как ни странно - цены в нем ниже, чем в городе) и вполне прилично поют ковбойские песни - даже выпустили собственный лазерный диск.

Они же устроили нам и ученую попойку в ковбойском стиле - пиво с фасолью, бобами и картошкой. После официальной части травили анекдоты. Вот один, рассказанный председателем Оргкомитета симпозиума - профессором Грином:

Летели путешественники на воздушном шаре. Начался ураган, который длился несколько дней. Наконец он кончился, и незадачливые воздухоплаватели приземлились. Сидят в корзине, думают: где это мы...

Вдруг видят, идет по песку мужик босиком. Они ему кричат на всех известных языках: "Мужик, а, мужик! Где это мы?" Человек постоял, подумал, а потом вдруг и говорит: "Вы в корзине воздушного шара".

Все путешественники задумались, а самый опытный говорит: "Этот мужик - ученый!" - "Почему?" - "А потому, что, во-первых, прежде чем сказать, он хорошо подумал, во-вторых, его ответ абсолютно правильный, а в третьих, он - ответ - абсолютно бесполезен..."

В самом деле, взять хотя бы экскурсию и дискуссии в Национальном институте стандартов и технологий. Замечательное оборудование, нам бы в России такое - горы свернули бы. Но мне кажется, что порой уровень измерительной техники, которую они делают, превосходит уровень физического осознания результатов. Даже сверхвысокая точность в измерении чего-то - еще слишком мало для того, чтобы это могло называться наукой. Научная работа начинается там, где есть свежая (в физике - физическая) идея.

В центре Болдера есть Pearl street, полный аналог нашего Арбата. Музыканты, художники, гимнасты, продавцы сувениров: ковбойские шляпы, камешки с окрестных гор, золотой песок в мешочках, бейсболки с жестким козырьком - по местной моде он должен быть обязательно замят, - молодежь не определенного мною рода занятий, служащие, вышедшие на обеденный перерыв, лето, жара за 90 по Фаренгейту...

И мы решили ехать в горы. Суточная аренда полноразмерной машины - Форд-Таурус 1997 года - со страховкой обходится в $80. Нужна кредитная карточка и американские или международные водительские права.

В расчете на четырех человек расходы вполне приемлемы, а главное - ни с чем не сопоставимо удовольствие от многомильной езды по заповедным местам, национальным паркам и заповедникам (Rocky Mountains National Park, Arapaho National Forest, Roosvelt National Park, Colorado and Golden Gate Canyons)... Все это на территории Скалистых гор. Когда въезжаешь в заповедник, берут $10 с машины. За это вас впускают в парк и дают подробную карту, где указаны все повороты, озера, реки, водопады, места обитания разных животных, а также высота над уровнем моря.

На высоте 3.000 метров в горах появляется снег (дело было в июле), на высоте 3.300 он лежит сплошным покровом, на 3.700 - его высота вдоль дороги много более человеческого роста.

Там есть удивительные места. Вокруг, как уже говорилось, снег, а посредине горячее озеро. Ну, не горячее, но теплое - около 20 градусов. В настоящее горное озеро босиком не сунешься - вода ледяная, а тут - купайся сколько влезет. Горные студеные реки (по-американски звучит как "крик", Colorado Сreek, например), большие и маленькие водопады, горные озера, очень холодные и почти теплые, горячие подземные источники, бобриные заводи, лосиные засеки, почти прирученные волки... Красота!

Из заповедника мы выехали уже по другую, западную сторону Скалистых гор, взяли сначала 40-й, а затем 70-й хайвэй и поехали назад через каньоны, известные всем по ковбойским фильмам-вестернам. Вокруг скалы, камни, песок, который с виду ничем не отличается от обычного, но он - золотой. Говорят, что сейчас на одну тонну песка приходится 70 граммов золота. А сколько было во времена золотой лихорадки? Ведь то была лихорадка, а не какая-нибудь жалкая простуда.

Золотоносные жилы, золотой песок, заброшенные и действующие шахты, кондоры - американские орлы с размахом крыльев до трех метров. Мы их видели над красными скалами. Единственный в мире амфитеатр в горах с уникальной акустикой, помнящий выступления "Пинк Флойд", Лучано Паваротти и других звезд. Горные дороги-серпантины, в том числе и с такими романтическими названиями, как "Oh, my God!" (О, мой Бог!)

Вот тут-то мы и решили испытать судьбу. Вначале в городке Айдахо Спрингс, сохранившем свой облик прошлого века, уравновешенные аборигены солидного возраста напрочь отсоветовали нам рисковать своими молодыми жизнями, пускаясь в путь по столь опасной дороге. Но знакомство с очаровательной и бесстрашной местной девушкой по имени Кэролайн, к которой не остался равнодушен ни один из членов экипажа, вдохновило нас на подвиг. Девушка с легкой иронией дала следующий совет: если первые сто метров нас не сломают, следует ехать дальше, но если стометровка нам "не покажется", то возвращением нас никто корить не будет.

Дело в том, что, проехав первые полкилометра "Oh, my God!", водитель теряет возможность развернуться - на горных дорогах с такими названиями не разворачиваются: отвесная стена слева, обрыв справа.

Тут наш водитель - классный физик-теоретик из Санкт-Петербурга, отец двух дочерей в возрасте Кэролайн, завелся не на шутку: Lazy guys, move your ass! Comе on, lets go! - что в приблизительном переводе звучит как "Дорогие коллеги, нам стоит попробовать!"

В результате дорогу-то мы осилили, она оказалась красивейшей, но настроение - по Фрэнку Синатре: хотелось все-таки вернуться в Айдахо Спрингс и проведать Кэролайн еще раз:

I have been a rover, I have wolked alown,

Hiked a hundred highways, Never find a home.

Still in all I am happy, Reason as you see -

Once in while a long way LoveХs been good to me.

There was a girl in Denver before the summer storm...

Oh, her eyes were tender, Oh, her arms were warm.

***

Something in your eyes was so inviting,

Something in your smile was so exciting,

Somеthing in my heart told me I must have you...

Увы, это только песни! Дорога уносила нас в самое сердце золотого безумства первооткрывателей Америки: вокруг заброшенные прииски, разбитые машины на дне каньона и музыка в стиле кантри, в полном созвучии с нашим настроением льющаяся из приемника комфортабельного "форда".

На самом деле "Oh, my God!", всего десять потрясающих миль между Idaho Springs и Сentral City, хотя и проходят между отвесными скалами и заброшенными приисками, показалась нам - благодаря идеальному покрытию - намного лучше большинства дорог, ведущих к подмосковным дачам. В сухую погоду реальной опасности "Oh, my God!" не представляет. Мы ехали в солнечный день и увидели всего одну аварию: двое парней на джипе подъехали слишком близко к краю, куда и благополучно свалились. Благополучно потому, что их удачно затормозило ближайшее дерево.

Дороги в Америке - это вообще отдельный разговор. Я имею в виду хайвэи - нечто шестиполосное, скоростное, многоуровневое и неотъемлемое от облика страны! Хотя разрешенные скорости в США ниже, чем в Канаде, и по дорогам США ездят траки - хорошие грузовики с отменным дизайном, часто под старину - с трубами впереди.

За рулем траков - крепкие мужики. В то время как за рулем легковушек женщин ничуть не меньше, а может, и больше, чем мужчин.

Мы тоже порулили - в том числе в городах. Андрей утверждает, что в Бостоне, возвращаясь из бара, где он немного перебрал, я на его машине якобы задавил парочку неосторожных пешеходов, которые по своей американской наивности не предполагали, что машина может ехать по тротуару. А где, скажите на милость, я должен ехать в незнакомой стране, в чужом городе, глубокой темной ночью, изрядно поддавши, без прав, на чужой машине всего с двумя педалями (педаль сцепления отсутствует по причине автоматики)? Конечно, по тротуару, осторожненько, чтоб никого не задавить.

Но я, честное слово, никого не давил. Тротуар помню, как мусор выносил, помню, волка и Массачусетский технологический институт (MIT) помню, Гарвард (Harvard) и даже Cеверо-восточный (Northestern) университет помню, а вот чтобы давил кого - нет, не помню.

64535
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов
Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Документы для биометрического паспорта