← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Невада, Гувер-Дам

Может быть что-то общее между Днепрогэсом и гидроэлектростанцией Гувера в Неваде? Разве что турбины да генераторы. А если копнуть глубже? И впрямь есть -- американский инженер Си Джи Томсон. Он строил Днепрогэс и даже награжден орденом Трудового Красного знамени.

В истории порой происходят странные вещи -- она хранит для потомков как бы обобщенные имена создателей чудес технического прогресса -- компаний вроде "Дженерал электрик", но не конкретных людей, талант которых позволил реализовать тот или иной смелый проект.

Конкретный тому пример -- гидроэлектростанция, носящая имя американского президента Гувера и построенная на реке Колорадо в узком каньоне на границе штатов Невада и Аризона. В свое время -- в середине 30-х годов прошлого века -- это сооружение являло собой чудо инженерного и строительного искусства. Впечатляет оно и сейчас, продолжая снабжать электроэнергией соседние штаты, а заодно привлекая толпы туристов. Но не ради простого любопытства, чтобы поглазеть на бетонную громаду, -- видел такую на Волге и Енисее -- отправился я в район ГЭС.

Дело в том, что об одном из тех людей, кто создавал это чудо техники, сохранились воспоминания в нашей литературе. В 1935 году, когда строительство плотины было практически завершено и шел монтаж генераторов, сюда наведались журналисты Илья Ильф и Евгений Петров. В своей знаменитой "Одноэтажной Америке" -- книге, кстати, в этом году исполнится 60 лет -- они с восхищением описывали стройку и людей, работавших на ней.

Особенно их поразила встреча с инженером компании "Дженерал электрик", который, как они узнали, работал и на строительстве Днепрогэса и даже был награжден орденом Трудового Красного знамени. Инженеру Томсону журналисты посвятили почти целую главу, но ни разу не упомянули его имени.

Стремление узнать побольше об этом человеке в наши дни, увы, особого успеха не имелj. Ни один из экскурсоводов на ГЭС и в ее нескольких музеях слыхом не слыхивал о человеке, отвечавшем за монтаж турбин и генераторов. Его имя, хотя он явно не был рядовым "винтиком" огромного строительного механизма, скрылось за обобщенным понятием "Дженерал электрик", компании, которая отвечала за поставки и монтаж оборудования. Инженер Томсон грамотно и честно выполнял свои обязанности, как и подобает сотруднику огромной компании. И, как можно было понять из высказываний собеседников, ничего героического не совершил -- он просто работал.

Попытался помочь моему журналистскому расследованию и Деннис Макбрайд -- куратор музея города Боулдер-Сити, расположенного рядом с плотиной. Он рассказал мне, что речь идет о Си Джи Томпсоне, уроженце Южной Африки. Он долгое время работал в "Дженерал электрик", устанавливал турбины с ее фирменным клеймом в самых разных странах -- был в Советском Союзе, Бразилии, Боливии и Чили. Но, к сожалению, Макбрайд, как ни старался, не смог припомнить имени инженера Томсона, которое скрывается за инициалами Си и Джи.

Что же касается людей, отдавших свои жизни возведению ГЭС, то особо опасной была работа скалолазов. Всего за время стройки погибло 96 человек, и их имена увековечены на мемориальной бронзовой доске, закрепленной на скале около входа на плотину.

Поиски сведений об инженере Томсоне неожиданным образом преподнесли сюрприз -- оказалось, судьба еще одного человека, имевшего непосредственное отношение к гидроэлектростанции Гувера, или Гувер-Дам, переплелась с судьбой СССР.

Идея возведения плотины принадлежала руководителю Службы мелиорации США Артуру Пауэллу Дэвису -- он работал над этим проектом почти двадцать лет. Но в 1923 году, когда идея уже начала обретать реальные очертания, был вынужден покинуть свой пост при не очень понятных обстоятельствах. Разочарованный, он уезжает в Калифорнию, где помогает в строительстве местных акведуков, а затем отправляется в Советский Союз. Там, как утверждал в 1933 году американский журнал "Форчун", Дэвис работал консультантом советского правительства по вопросам ирригации в Туркестане. И все-таки Дэвису посчастливилось вернуться к работе над Гувер-Дам. Ему предложили стать инженером-консультантом на строительстве плотины. К сожалению, случилось это буквально за месяц до его смерти в 1933 году.

О Гувер-Дам написано много, и все справочники и путеводители подробно перечисляют сведения о высоте плотины, мощности турбин и генераторов, прочую статистику. Однако без преувеличения скажу, сухие цифры, какими бы впечатляющими они ни были, не дают полного представления об этом сооружении. Поэтому не случайно более семи миллионов туристов ежегодно приезжают сюда.

Плотина являет собой фантастическое зрелище -- она перегораживает очень узкий -- шириной всего около 400 метров -- и глубокий каньон, по которому раньше бурным потоком неслись воды реки Колорадо. По одну сторону изгибающейся дугой плотины, где-то далеко внизу, куда людям, боящимся высоты, смотреть не рекомендуется, теперь мирно струится укрощенная река. По другую же -- раскинулось крупнейшее в Северной Америке рукотворное озеро Мид-Лейк, давно ставшее центром притяжения любителей водных видов спорта.

Невольно возникает вопрос, как же удалось в 30-е годы при тогдашнем уровне техники обуздать капризную и сильную реку, с завидной регулярностью затоплявшую обширные территории соседних штатов. На словах ответ звучит просто: сквозь скалы пробили четыре обводных туннеля, по которым и пошла вода, а на месте осушенного русла была возведена плотина.

Никто не может точно сказать, сколько человек работало на стройке. Как пояснил один из сотрудников комплекса Гувер-Дам, в те времена еще не существовало номеров социального страхования, схожих с нашими ИНН, поэтому отследить кто и когда нанимался на работу, довольно сложно. Многие из уволенных возвращались буквально через несколько дней и нанимались под другим именем. По одним данным, на стройке работали 8 тысяч человек, по другим -- до 21 тысячи. Найти работу в США в то время -- период великой экономической депрессии было чрезвычайно сложно. Поэтому в Неваду хлынул поток людей.

Места здесь и сейчас не очень густозаселенные. А в то время ближайшим населенным пунктом был Лас-Вегас, примерно в 50 километрах к северо-востоку от стройки. Историки утверждают, что вопреки сложившему мнению отнюдь не игорный бизнес, а именно стройка Гувер-Дам дала толчок интенсивному росту города. Позже рядом со стройкой возник город Боулдер-Сити, где в отличие от Лас-Вегаса царили жесткая дисциплина и порядок.

Работа на стройке была очень тяжелой, прежде всего из-за климатических условий. Юго-восток Невады считается одним из самых жарких и сухих мест в Америке. Летние температуры достигают здесь 50 градусов. Но, несмотря на то, что работа была тяжелой и опасной, желающих было хоть отбавляй. Тем более что оплачивалась работа по тем временам очень хорошо. Хотя по нынешним меркам 50 центов в час кажутся смехотворной суммой.

Смотрите также
64698

Спецпредложения авиакомпаний

02.08 Turkish Airlines Казань - Вашингтон от 60 852 руб
02.08 Turkish Airlines Казань - Нью-Йорк от 32 642 руб
02.08 Turkish Airlines Казань - Нью-Йорк от 61 279 руб
02.08 Turkish Airlines Москва - Майами от 32 493 руб
02.08 Turkish Airlines Москва - Вашингтон от 32 959 руб
02.08 Turkish Airlines Москва - Нью-Йорк от 28 767 руб
26.07 Turkish Airlines Казань - Нью-Йорк от 67 887 руб
21.06 Turkish Airlines Казань - Вашингтон от 60 630 руб
Анонс самых интересных материалов

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах