Белые зимбабвийцы считают доллары на миллионы
Народная мудрость гласит, что, посетив однажды Африку, белый человек возвращается туда снова и снова. Одним из таких традиционных магнитов континента является Зимбабве. Государство, некогда известное под именем Южная Родезия, по площади немногим больше американского штата Монтана, и расположено не слишком выгодно: внутри африканского континента, без выходов к морю. Тем не менее путешественники из-за океана сюда прибывают тысячами. Туризм и табак - два столпа местной экономики. Однако самое интересное, что многие заезжие европеоиды, посмотрев, как живут здесь люди их расы, переселившиеся в Зимбабве на заре века, тоже не прочь поселиться с ними по соседству.
Среди местных 12 миллионов жителей около 100.000 человек - представители белой расы. Многих из этой сотни уже можно по праву считать коренными жителями Зимбабве. Наши современники, чьи белые предки приехали в страну еще в конце прошлого века, являются зимбабвийцами уже в пятом поколении. Каждый десятый человек из проживающего здесь разноцветного люда по уровню своих доходов "тянет" на представителя среднего класса в западном понимании. Для развивающейся Африки не такой уж и плохой показатель.
В отличие от многих своих соседей по континенту, темнокожие зимбабвийцы в политическом отношении крайне апатичны. Если в 1980 году в момент прихода к власти нынешнего правительства местный зимбабвийский доллар (ZWD) котировался выше американского, то теперь, прикидывая цену дома, иностранцы делят сумму, выраженную в ZWD, на 17. Однако простые черные труженики развалом экономики не возмущаются. Копаются в своей земле, выращивают маис и считают, что шуметь бесполезно. Социальная апатия достигла таких масштабов, что на последних выборах избирательные урны почтили своим вниманием менее трети граждан. Уверенности в том, что экономика страны не "потонет" ни при каких обстоятельствах, придают минеральные богатства страны. Ведь это не какое-нибудь сырье для химреактивов, а медь, золото, серебро и даже платина.
Кроме открытия замешанного на экспорте бизнеса, переселившиеся в Зимбабве регулярно играют в теннис и гольф на фоне потрясающей природы, удят рыбу в Замбези, слушают шум водопада Виктория и фотографируются с животными в национальных парках. Фауна и флора во многих уголках страны до сих пор не знают, что такое нога человека. Однако такие местности годятся лишь для краткосрочных экскурсий: эти низинные места для жизни слишком жарки. Покупать там избушки и жить постоянно не придет в голову ни одному здравомыслящему европейцу: каждый день кушать профилактические таблетки от малярии способен редкий любитель экзотики.
А вот в крупных городах в этом отношении все спокойно. Недвижимость покупают в основном в двух крупнейших городах страны - Булавайо и в столице Хараре. Тем более, что, дабы оказаться среди диких зарослей, их жителям достаточно всего получасовой прогулки на джипе. Более того, если поселиться вблизи охраняемых жилых комплексов- Mana Pools, Matobo, Hwange, Gonarezhou, Nyanga, Matusadona - то джип просто-таки придется покупать или брать в аренду. Иначе вам не позволят проезжать через места наибольшего скопления диких животных. По зимбабвийским законам арендовать внедорожник могут только водители с двухлетним стажем. За "Чероки" приходится платить примерно по $80 арендной платы в день плюс по 70 центов за каждый пройденный километр.
Агентств по недвижимости в Хараре не так уж и много. Но с точки зрения опыта работы с клиентами они могут посоперничать со многими своими европейскими и американскими коллегами. Например, ветеран зимбабвийского рынка жилья некто г-н Колин Мерсье основал здесь свое дело, вернувшись с фронтов второй мировой аж в 1945 году. Первый дом, которым он занимался как риэлтор, удалось реализовать за ZWD3.200. Сейчас это же самое жилище оценивается в семь раз дороже. Г-н Мерсье как посредник успел заработать немало: этот и многие другие объекты за последние полвека проходили через его руки по 5-6 раз, и историю всех самых лакомых зимбабвийских строений он знает в лицах в прямом смысле слова.
Иммигрировать в эту страну достаточно сложно, и в соответствующих государственных органах в Хараре всегда можно встретить немало европейцев и американцев, желающих легализовать здесь свой статус. Вид на жительство обычно выдается тем претендентам, которые готовы инвестировать в зимбабвийскую экономику не менее $50.000. Тягу к оседлой жизни здесь усиливают высокий уровень образовательных учреждений, дешевая рабочая сила, дешевая земля и дешевые стройматериалы. Плюс низкий курс национальной валюты.
Не удивительно, что среди заявок на покупку можно встретить и такие: "Служащий крупной компании мистер V и его семья ищут дом с большим участком, в котором можно было бы хорошо проводить время. Цена - не проблема". Как и везде, на каждого покупателя с кошельком той или иной толщины здесь найдется свой продавец. Иные белые зимбабвийцы помещают воззвания такого рода: "Престарелая супружеская пара купила бы скромную квартирку. Если устроит месторасположение, могли бы заплатить до $30.000 наличными".
Застройка в зимбабвийских городах чрезвычайно эклектична. Постройки, возведенные еще первыми белыми поселенцами в конце 19 века, соседствуют с современными многоэтажными офисами, гордо именуемыми небоскребами. По-английски здесь изъясняются практически везде - сказывается колониальное прошлое. Простой же народ в Зимбабве обычно говорит на "шона" (язык одноименного, наиболее многочисленного племени) или на "ндебеле".
Ведущее зимбабвийское агентство The Property Brokers регулярно составляет "горячую десятку" лучших объектов, объявленных к продаже в данный момент. Сейчас первое место в этом списке занимает дом, расположенный по самому престижному столичному адресу - в элитном районе Halensvale. Будущий покупатель, выложивший ZWD10.000.000 (около $500.000), получит в собственность участок площадью в 22 акра. Это почти 9 гектаров ухоженной садовником земли на вершине холма.
Из окон четырех спален и трех ванных открываются потрясающие виды Хараре и окрестностей. В доме предусмотрены отдельные столовые для завтрака и для обеда, кабинет, американизированная кухня, рядом с бассейном собственный теннисный корт. Для гостей в здании есть отдельное крыло с суверенной кухней, столовой и подсобными помещениями. Самое интересное, что такое количество комнат и комнатушек не громоздится друг над другом в два-три этажа, а свободно размещается на одном уровне. Земля настолько дешева, что позволить себе дом-анфиладу здесь может любой западный представитель среднего класса.
Внимание заслуживает также шестой номер в "золотом списке" маклеров - объект с романтичным названием Bagamoyo, что в переводе с суахили означает "место, где оставил я сердце свое". В аннотации к постройке указывается, что неподалеку от дома расположен престижный колледж Святого Джона. На три спальни проходится две ванных, столовая, бассейн, подземный гараж и небольшой офис. Хотя объект нельзя назвать шикарным, по мнению риэлторов он идеален для художников, поэтов и... любовников. Рай в шалаше стоит ZWD3.200.000 (порядка $200.000).
Купленную недвижимость можно выгодно сдавать. Так, аналогичный дом вблизи того же "Святого Джона" нынешние арендаторы снимают примерно за полторы тысячи американских долларов в месяц. В других районах одолжить жилье можно несколько дешевле: 4-5-комнатные меблированные дома с бассейном сейчас сдаются по ставкам от $600 до $1.200 в месяц.
Столь же влюбленные в Африку, но менее состоятельные приезжие могут поселиться в городской квартире. Купить двухкомнатную квартиру в Хараре можно за $$20.000-24.000. В аренду трехкомнатные квартиры в харарских многоэтажках предлагаются по $400 в месяц. В последнее время популярность получила также более неформальная форма постоя жильцов - bed & breakfast. Хозяева, занимающиеся такого рода услугами, даже объединились в ассоциацию со сложным названием TCAA (Town and Country Accommodation Association). Они ориентируются на арендаторов, знающих цену центу, и предлагают гораздо более выгодные цены, нежели отели.
Если раньше дверь "черного" хода в любом из домов Хараре всегда держалась открытой, то сейчас все жилье надежно огорожено и опутано проводами современнейших сигнализаций. Но это, скорее, мода: в 1996 году страна Зимбабве была признана самым безопасным для заезжих путешественников местом в Африке. А если вдруг что случилось, на "мерседесах" или велосипедах (два самых предпочтительных способа передвижения стражей порядка) мигом приедет полиция.
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах