← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Великая Китайская стена как "чудо застенчивости"

Великая Китайская стена - среди главных претендентов на звание одного из новых семи чудес света, рассказ о которых мы ведем на страницах нашего журнала. На протяжении многих столетий она защищала Поднебесную от нашествий кочевников, а теперь сама нуждается в защите.

Масштабы разрушения Великой Китайской стены в результате хозяйственной деятельности и рвения любителей "исторических" сувениров оказались столь серьезны, что властям пришлось создать особую службу для охраны всемирно известного памятника древности. Бригады "защитников стены" формируются из числа жителей близлежащих населенных пунктов, жалованье им будут платить местные администрации.

По данным заместителя директора Пекинского управления культурного наследия Юй Пин, лишь 20 процентов грандиозного сооружения в пределах Большого Пекина находятся в удовлетворительном состоянии. Для туристов сейчас открыты около 10 километров стены, причем основной поток посетителей приходится на полностью восстановленные участки Бадалин и Мутяньюй. Однако и там экскурсанты нередко пытаются запечатлеть свои имена на старинных сторожевых башнях и зубцах. "Практически каждый кирпич покрыт многочисленными именами и прочими граффити", - с негодованием пишет газета "Чайна дейли". Что касается "диких" участков, то там стена обычно представляет собой жалкие руины, которые зачастую трудно заметить на фоне окрестных горных склонов.

...Великая стена появилась именно в Китае неслучайно. "Застенчивость" китайцев, их любовь к большим и маленьким стенам бросаются в глаза при первом же знакомстве с Поднебесной. Любое госучреждение, компания стремятся первым делом возвести вокруг своей территории внушительную ограду и выставить охрану. Традиционное китайское жилище - "сыхэюань", что можно перевести как "двор о четырех углах", непременно обнесено глухой кирпичной или глинобитной стеной, стороны которой являются одновременно и стенами внутренних помещений. Такой дом как бы обращен вовнутрь, к внутреннему дворику, где и проходит жизнь китайской семьи. Вход в "сыхэюань" для надежности охраняют каменные львы, отпугивающие нечисть, а от нескромных взглядов обитателей защищает опять-таки специальная стеночка - сразу за дверным проемом.

Китайские государства начали обносить себя стенами еще с конфуциевых времен, когда отдельные царства представляли собой скорее разросшиеся семейно-клановые поселения. Те древние стены позволяли отгородить "все наше" от "соседского", "чужого". Психология, вполне понятная любому дачнику. Но к строительству самого грандиозного фортификационного сооружения на Земле китайцы приступили лишь с появлением империи. Государственный "суперзабор" стал возводить первый китайский император Циньшихуанди в 3 веке до н.э.

"Идеологией" Стены стала защита от набегов кочевников с Севера. На начальном этапе оказалось достаточно соединить уже существовавшие к тому времени отдельные защитные валы в единое протяженное укрепление.

Сооружение Стены в условиях сверхцентрализованного государства быстро приобрело характер национальной программы. Для строительства новых участков и укрепления уже возведенных на необжитый Север были согнаны сотни тысяч безжалостно оторванных от земли и семей крестьян, которых стерегли почти столь же многочисленные войска. Понятное дело, привлекали и заключенных - военнопленных, осужденных преступников, должников со всех концов империи.

Возведение ударными темпами "первой очереди" величественного сооружения заняло около 7 лет, на строительстве погибли около двух миллионов человек. Их тела были зарыты в основание земляного вала, облицованного серым обожженным кирпичом. С тех пор сохранились предания о душах несчастных строителей, которые продолжают бродить где-то поблизости.

Уже при Циньшихуанди Стена протянулась на 5 с лишним тысяч километров и была названа "Ваньли чанчэн" - "Стена в 10 тысяч ли" (ли - традиционная китайская мера длины, равная примерно 0,5 километра). Позже строительство продолжалось при разных китайских династиях. Последние крупные работы по обновлению Стены проводились при династии Мин (1368 - 1644), правители которой были одержимы идеей государственного величия и не жалели сил и средств на его внешние проявления.

По мнению экспертов, при Минах приблизительная протяженность Стены со всеми фрагментами и ответвлениями составила 6,5 тысячи километров. Мастера в тот период выкладывали ее из кирпича и каменных плит. Средняя высота сохранившихся участков Стены достигает 7-8 метров, ширина - до 5 метров. Бойницы, башни, вышки, дополнительные заставы и крепости - все это делало Великую Китайскую стену целостной системой стратегической, как сказали бы сегодня, обороны.

Основной участок Великой Китайской стены повторяет силуэт гор, подчеркивая выразительность рельефа ландшафта. Китайцам с их "историко-поэтическим" воображением Стена напоминает летящего величественного дракона, что способствовало превращению этого сооружения в национальный символ. Ныне он украшает все что угодно - от космических ракет и автомобилей до гостиниц и свиной тушенки с тем же гордым названием - "Великая стена".

Долгое время считалось, что Стена - единственное заметное невооруженным глазом из космоса искусственное сооружение на планете. Это в немалой степени способствовало поддержанию национальной гордости китайцев. Глубокое разочарование наступило после полета китайских космонавтов. Первый "тайкунавт" Ян Ливэй, а также двое его последователей - Фэй Цзюньлун и Не Хайшэн - по возвращении на Землю заявили, что вроде бы без специальных оптических приборов Стена с орбиты "не видна". Власти поспешили разъяснить, что данный вопрос очень сложен и выяснение истины требует полетов многих космонавтов.

"У нас есть объективные данные, позволяющие утверждать обратное", - сказал один из чиновников, напомнив, что американский астронавт Юджин Сернан, последний из побывавших на Луне в ходе миссии "Аполлон-17", настаивал, что видел Великую Китайскую стену с поверхности нашего естественного спутника. Астронавт китайского происхождения Лерой Чао, побывавший на МКС несколько лет назад, даже представил снимок участка Стены, хотя иные эксперты говорят, что это отрезок шоссейной дороги...

Несмотря на споры, сами китайцы и миллионы иностранных туристов продолжают паломничество к этому грандиозному объекту. Правда, Стена, выдержавшая набеги многочисленных кочевников, не может устоять перед армией туристов и хозяйственной деятельностью человека. "Самая большая угроза Стене - отсутствие чувства обеспокоенности по поводу ее сохранности у окружающих", - говорит генеральный секретарь Общества защиты Великой Китайской стены Дун Яохуэй. Государство, по его словам, выделяет недостаточно субсидий на охрану и поддержание ее былого величия.

Возможно, скоро экскурсанты смогут увидеть лишь два-три участка-"новодела", а единственным местом, где можно будет представить себе Стену по фотографиям и макетам, станет Музей Великой Китайской стены, созданный на участке Бадалин.

С декабря прошлого года вступили в силу специальные правила, касающиеся охраны Стены. Так, категорически запрещается уносить кирпичи, камни и даже горсть земли. Под угрозой крупного штрафа возбраняется оставлять на древнем сооружении любые надписи и рисунки. Не разрешается также возводить постройки и устанавливать оборудование, не имеющие отношения к сохранению национальной святыни. По Стене нельзя ездить на мотоциклах и велосипедах, устраивать презентации, выставки и цирковые представления. Виновные в нарушении этих запретов могут быть оштрафованы на сумму до 50 тысяч юаней (6,4 тысячи долларов) для отдельных лиц и до 500 тысяч юаней - для организаций.

Говорят, уже есть первая "жертва" этих мер - строительная компания в автономном районе Внутренняя Монголия. Прокладывая шоссе местного значения, строители, недолго думая, разрушили стометровый участок величественного сооружения, использовав древние кирпичи на... отсыпку дорожного полотна. Компания оштрафована на максимальные 500 тысяч юаней.

Смотрите также

Спецпредложения авиакомпаний

20.11 Hainan Airlines Сиань - Владивосток от 4 858 руб
20.11 Hainan Airlines Пекин - Владивосток от 5 439 руб
18.11 Hainan Airlines Владивосток - Сиань от 6 029 руб
18.11 Hainan Airlines Владивосток - Сиань от 10 831 руб
18.11 Аврора Южно-Сахалинск - Пекин от 23 100 руб
15.11 Beijing Capital Airlines Санья - Москва от 23 938 руб
15.11 Beijing Capital Airlines Москва - Санья от 19 689 руб
15.11 Beijing Capital Airlines Москва - Гуанчжоу от 18 539 руб
15.11 S7 Шанхай - Иркутск от 19 525 руб
15.11 S7 Иркутск - Шанхай от 17 530 руб
Анонс самых интересных материалов

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах