← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Городской транспорт в Стамбуле

Крупнейший город Турции имеет очень сложную, но относительно удобную систему из множества видов транспорта. Она включает несколько линий метро и легкого метро, городские электрички, обычные и исторические трамваи, обычные и скоростные автобусы, маршрутные такси, мощную сеть паромов и несколько фуникулеров и канатных дорог.

Особенность Стамбула - все эти маршруты не объединены в единую сеть: на станциях пересадки, если они вообще имеются, необходимо выйти через турникет и заново зайти на другую линию через ее турникеты. Это относится в том числе к пересадкам с одной линии метро на другую. Частично вся эта раздробленность обусловлена географией города, разделенного на части проливом Босфор и бухтой Золотой Рог, частично - существовавшим в свое время беспорядком в городском планировании и организации транспорта.

Информационные киоски городского транспорта мало где есть, и схем метро в них может не быть. Тем не менее схемы всего скоростного транспорта есть в большинстве обычных карт города, которые бесплатно доступны в киосках туристического офиса и в гостиницах. Однако следует иметь в виду, что ввиду быстрого развития метро новые линии могут еще быть не отображены на некоторых схемах. Перевод на английский есть на всех линиях скоростного транспорта, но часто отсутствует на автобусах и маршрутках.

Транспорт работает, как правило, с 6.00 до приблизительно полуночи. Во время рамадана и других праздников время работы может продлеваться. Исторические линии и канатные дороги заканчивают работу раньше. Интервалы движения (кроме теплоходов, автобусов и маршруток) - обычно не более пяти минут. Скоростные автобусы являются круглосуточными и ходят до нескольких раз в минуту.

Стамбульский проездной istanbulkart

Вместе с тем пассажиры, использующие постоянную карточку istanbulkart, в случае пересадки платят за второй и последующие виды транспорта в 1,5-2,5 раза меньше стандартного тарифа. При этом даже первая поездка с istanbulkart в полтора и более раз дешевле поездок по разовым билетам или жетонам.

Стандартная цена проезда по istanbulkart в метро, обычных автобусах, всех трамваях, фуникулерах, внутригородских паромах - 2,15 лиры, вторая поездка в течение двух часов - 1,45 лиры, третья - 1,15, последующие - 0,85. Эти суммы могут в ряде случаев незначительно варьироваться.

Купить istanbulkart можно в автоматах станций метро и в киосках на некоторых остановках другого транспорта. Стоимость самого носителя - 6 лир, но эта сумма окупится уже за 3-5 поездок, поскольку без карточки придется платить жетонами, которые стоят в большинстве случаев 4 лиры за поездку и не дают скидки при пересадках. Следует иметь в виду, что istanbulkart можно купить далеко не на каждой остановке, и в киосках она может закончиться. Для покупки istanbulkart в автоматах метро требуется купюра в 10 лир - тогда автомат выдает карту, на которой есть 4 лиры кредита на поездки. Автоматы пополнения также имеются не везде, так что имеет смысл всегда иметь определенный запас денег на карточке.

Метро Стамбула

На данный момент функционируют пять линий, включая открытый в 2014 году маршрут Marmaray под проливом Босфор, который официально относится не к метро, а к железной дороге. В ближайшие годы запланировано открытие еще как минимум трех. Линия М1, сеодиняющая аэропорт Ataturk, главный автовокзал и район Aksaray в центре города, представляет собой так называемое легкое метро - она проходит частично на поверхности и использует трамвайные поезда.

Линия М1 имеет пересадку только на линию М3, линии М2 и М4 - только на Marmaray. После предстоящего продления линии М1 до Yenikapi будет обеспечена пересадка с нее на линию М2 и Marmaray. Все пересадки требуют повторного прохода через турникеты. Вход и выход из метро может занимать продолжительное время - порой нужно преодолеть до шести эскалаторов. Однако обычно имеются и лифты.

Трамвай в Стамбуле

Трамвай - один из основных видов транспорта для туристов, а линия Т1 является единственным способом доехать до древнего центра города (район Sultanahmet) и ключевых достопримечательностей. Она также проходит мимо всех пристаней центра города. В пиковое время трамваи могут быть переполнены, несмотря на то, что это 60-метровые поезда. Прочие современные трамвайные линии находятся вдали от центра и редко используются туристами.

Для стамбульских трамваев оборудованы особые остановки, войти на которые можно только через турникет. Таким образом, оплата всегда происходит до поездки, а не внутри трамвая.

Если у вас нет istanbulkart, оплата производится жетонами. Стоимость одной поездки - 4 лиры.

Исторический трамвай в Стамбуле

Существуют две линии - одна по пешеходной улице Истикляль в центре города, вторая (Т3) - на азиатской стороне в районе Kadikoy возле пристани. Первая представляет собой прямую однопутную линию с 4 остановками, вторая - маленькое и также однопутное кольцо с 10 остановками. Интервал движения - примерно 10-30 минут, оплата в обоих случаях внутри трамвая. Обе линии очень популярны у туристов.

Фуникулеры в Стамбуле

В центре европейской части Стамбула имеются два фуникулера - один построен еще в XIX веке, второй уже в XXI веке. Первый именуется Tunel и соединяет пристань Karakoy и трамвай Т1 с улицей Истикляль и историческим трамваем. Второй (F1) позволяет подняться от пристани Kabatas и трамвая Т1 до улицы Истикляль, площади Таксим (это никогда не спящий район со множеством гостиниц) и линий исторического трамвая и метро М2.

Паромы в Стамбуле

Самый приятный способ передвижения по Стамбулу - это его многочисленные паромы. Существует множество маршрутов переправ через Босфор, каждая из которых обслуживается раз в 10-20 минут. На линиях используются двух- или трехэтажные теплоходы, способные вместить полторы-две тысячи человек. Однако обычно число пассажиров не превышает нескольких десятков или сотен, и найти сидячее место в любой части судна не проблема.

Ключевые для туристов пристани в центре - Eminonu, Karakoy и Kabatas на европейской стороне, Uskudar, Harem и Kadikoy на азиатской. Перемещаясь между ними, можно увидеть с воды почти все основные достопримечательности города. На всех судах городских линий есть открытые палубы, с которых можно фотографировать город.

Помимо внутристамбульских линий, есть и пригородные. Для туристов наибольший интерес представляют маршруты по Босфору до Черного моря (поездка занимает до нескольких часов), а также линия до Принцевых островов в Мраморном море (чуть более часа). Пригородные линии имеют отдельные тарифы - к примеру, поездка с пристани Kabatas в центре до Принцевых островов стоит 6 лир. На ряде таких линиq принимается и istanbulkart - к примеру, путешествие с пристани Bostanci до Принцевых островов стоит 5 лир по разовому билету или жетону и 3,75 лиры по istanbulkart.

Следует иметь в виду, что один и тот же маршрут во многих случаях обслуживается разными компаниями, которые используют отдельные причалы. Если вы видите, что следующий паром не скоро, имеет смысл пройти по набережной - возможно, что у другой компании на соседнем причале есть более близкое отправление. Обычно перевозчики согласуют свои расписания: если одна компания отправляет паромы в 00, 20 и 40 минут каждого часа, то рейсы другой будут в 10, 30 и 50 минут.

И наоборот - с одного причала паромы одной компании часто уходят одновременно по разным маршрутам. Если у причала идет посадка на несколько судов, следует обращать внимание на указатели или спросить совета у персонала. Оплата во всех случаях на пристани до посадки - как правило, с помощью турникетов, хотя на отдельных пригородных линиях возможен и ручной контроль.

Автобусы-экспрессы в Стамбуле

Скоростным автобусом туристы пользуются нечасто, поскольку линия не проходит через центр, однако она позволяет проехать по одному из двух подвесных мостов через Босфор. Линия длиной в 50 километров изолирована от прочего транспорта и обеспечивает интервалы движения на различных участках от 14 секунд до 1 минуты. Таким образом, это самый частоходящий вид транспорта в Стамбуле (и второй в мире после аналогичной системы в Боготе), а его провозная способность примерно аналогична линии метро. Чтобы обеспечить такие короткие интервалы, остановки сделаны длинными, чтобы на них помещалось 3-4 автобуса сразу.

Линия начинается на азиатской стороне в километре от пристани Kadikoy, образует огромное кольцо вокруг центра азиатской и европейской частей, проходя по мосту через Босфор. Далее линия следует по автостраде вдоль множества крупных торговых центров европейской части, имея серию пересадок на практически все линии метро и трамвая. Пройдя в паре километров от аэропорта Ataturk, линия уходит в дальние пригороды.

Как и в случае с трамваем, вход на остановку - через турникеты, обычно по переходному мосту, поскольку львиная доля линии проходит посреди автострады. Хотя линия всего одна, маршруты самих автобусов на ней разные - по той или иной ее части. Подавляющее большинство автобусов обслуживают определенную треть линии, более длинные рейсы совершаются в несколько раз реже. Пересадки внутри этой системы бесплатны. Маршруты обозначаются цифрой 34 с различными буквенными индексами. Маршрут 34 работает вокруг центра европейской части, 34Z соединяет европейскую часть с азиатской. Проехать без пересадки всю длину можно только ночью на автобусе 34G. Стоимость проезда зависит от расстояния и варьируется по istanbulkart от 1,75 до 3,25 лир, карту следует отмечать и по окончании поездки.

Автобусы в Стамбуле

Обычные автобусы курсируют во всех районах Стамбула по множеству маршрутов. Сложность системы - в том, что похожие маршруты часто имеют один номер - например 49А, 49С, 49К, Е3, Е10, и тому подобное. Кроме того, таблички на большинстве автобусов постоянно указывают и начальный, и конечный пункт маршрута, и порой сложно понять, куда именно он едет. Правда, с развитием в центре систем метро и трамваев для многих туристов исчезла необходимость пользоваться автобусами вообще.

Тем не менее для ряда районов альтернативы автобусам еще нет. Основными их конечными являются пристани и станции метро. Оплата при входе через переднюю дверь, на длинных маршрутах возможен двойной тариф. Многие автобусы довольно старые и не имеют кондиционеров, хотя есть и новые модели.

Маршрутки в Стамбуле

В центре европейской части Стамбула их практически нет, однако в прочих районах это один из основных видов транспорта. Обычно это микроавтобусы, имеющие примерно полтора десятка сидячих мест, однако при их нехватке пассажиры едут стоя. Маршрутки почти непрерывно сигналят, привлекая пассажиров. В случае пробки могут свернуть с обычного маршрута и отправиться в объезд, демонстрируя чудеса верткости. Пункт назначения (а часто и промежуточные пункты) обычно указываются табличками на лобовом стекле. Оплата водителю при входе

Городские электрички в Стамбуле

Существуют две линии - одна на европейской, другая на азиатской стороне. Обе идут по берегу Мраморного моря. Сейчас функционирует только европейская. Кроме того, идет процесс конвертации обеих линий для использования в качестве части метро Marmaray. После ее завершения, предварительно запланированного на 2015 год, обе линии фактически станут частью системы метро.

Такси в Стамбуле

Такси в Стамбуле имеют желтый цвет, относительно недороги (посадка - 3 лиры, далее чуть менее 2 лир за километр) и оборудованы таксометрами. Рассчитать стоимость поездки можно на сайте www.taksimetrik.com. Экзотические виды такси в виде конных повозок используются на Принцевых островах, где обычные автомобили запрещены.

Как добраться до аэропортов Стамбула

Добраться до основного международного аэропорта Ataturk можно на легком метро М1, нескольких маршрутах городских автобусов из различных частей европейской части города, а также автобусами-экспрессами, следующими из района площади Таксим. Цена проезда в последних - 10 лир, время в пути без пробок - полчаса. Экспрессы работают круглосуточно, за исключением периода с 1.00 до 4.00. Такси из центра города обойдется в 40-50 лир.

Аэропорт Sabiha Gokcen связан несколькими обычными автобусными маршрутами с различными станциями метро и скоростного автобуса, а также пристанями азиатской части города. Кроме того, автобус Е3 следует до станции метро 4.Levent на европейской стороне (следует иметь в виду, что конечная автобуса находится в нескольких сотнях метров от станции). Также существуют автобусы-экспрессы до района площади Таксим - в пути около часа, цена 13 лир, время работы - с 4.00 до 1.00. Такси до центра европейской части стоит примерно 80-100 лир, между двумя аэропортами - около 140 лир.

Рассказать о личном опыте (Ваш текст появится на сайте после проверки редактором)
Добавить отзыв
669

Транспорт Стамбула - виды транспорта

Вариантов транспорта в Стамбуле очень много, некоторый даже с первого взгляда и не различишь. Также есть и совершено уникальные виды транспорта, например, метробусы. Читать дальше →

Евро-2014 в картинках. Стамбул

Улицы Стамбула ночью только кажутся безлюдными. Во-первых, отдыхает местная молодежь. Немногочисленная, но заметная. Юноши и девушки гуляют беззаботно, не опасаясь неприятностей. Читать дальше →

Типичный Стамбул. Галата, Истикляль, Новая Мечеть, Бломкамп и Рапунцель

Посетив все достопримечательности в районе Султанахмет мы направились в Таксим. Таксист заплутал, но в итоге мы нашли наше жилье. Цена поездки из Султанахмета до Таксима 25TL. Читать дальше →

Стамбул. Полезные советы

В Стамбуле куча всего, что можно посмотреть. Сюда стоит приезжать минимум на 5 дней, чтобы увидеть основное. Турки не дураки и везде, где можно, сделали вход по билетам. Читать дальше →

Стамбул в январе под снегом с ребенком

Выбрали гостиницу Sultanahmet Palace в центре. Остались довольны. Завтраки, ужины с видом на море, сервис на высоте, окна выходят на голубую мечеть. Ребенку принесли манеж. Читать дальше →

Статьи про Турцию

94
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Новости Стамбула

Смотрите также
Анонс самых интересных материалов

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта